1. Согласно ст.11.п.2) ЗУ «О милиции»: «Милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право: 2) проверять у граждан при подозрении в совершении правонарушений документы, удостоверяющие их личность, а также другие документы, необходимые для выяснения вопроса соблюдения правил, надзор и контроль за выполнением которых возложен на милицию;» 2. ст. 11.п.21-1): «при проведении целевых мероприятий (операции, отработки, оперативные планы) для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство.» С первым пунктом всё понятно: при подозрении требуем предоставить доказы. Без них проверка безосновательна. А вот со вторым немного длиннее, кому интересно, вот подборка с форума на эту тему:
Сообщение, не относящиеся к теме
Зачастую, когда останавливает гаец "просто так", первая его "отмазка", это проведение операции. Но и с теми, вышеизложенными так зваными операциями не все просто. Например, операция с розыском автомобиля, она предусмотрена как ЗУ «Об оперативно-розыскной деятельности», так и приказом №111. С ЗУ, все просто, там расписано кто имеете право заниматься розыском. Так вот, органы ГАИ там не указаны. Поэтому и в их приказе №111 чётко указано: п.3.8: Осуществление совместно с другими подразделениями ОВД розыска транспортных средств, водители которых скрылись с места совершения ДТП, и транспортных средств, которые украдены или которым незаконно завладели в пределах территории обслуживания при вводе соответствующего оперативного плана.. Если сотрудник ГАИ не предоставляет постановления о проведении спецоперации, список транспортных средств, объявленных в розыск, то можно обратиться по телефону доверия (он написан на большинстве патрульных автомобилей и инспектор ГАИ обязан Вам его сообщить по первому требованию) или в дежурную часть ГАИ с вопросом какая проводится сейчас операция и правомерны ли действия инспектора, остановившего Вас. Не называйте по телефону доверия ГАИ ту операцию, которую Вам сообщил инспектор, а то она точно «будет проводиться лично для Вас». А то проходит отработка по автомобилям TOYOTA на угон, а Вы на DAFе… Если инспектор утверждает, что он не обязан вам ничего предоставлять, вы можете ответить, что не обязаны выполнять их внутренние приказы и распоряжения, они к вам не относятся, а также сослаться на Постановление КМУ от 28 декабря 1992 г. № 731 «Об утверждении Положения о государственной регистрации нормативно-правовых актов министерств и других органов исполнительной власти»: 4. Государственной регистрации подлежат нормативно-правовые акты любого вида (постановления, приказы, инструкции и т.д.), если у них есть одна или больше норм, что: а) затрагивают социально-экономические, политические, личные и другие права, свободы и законные интересы граждан, провозглашенные и гарантированные Конституцией и законами Украины, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года и протоколами к ней, международными договорами Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, и acquis communautaire, а также с учетом практики Европейского суда по правам человека, устанавливают новый или изменяют, дополняют или отменяют организационно-правовой механизм их реализации; Таким образом, любая операция должна объявляться только после рассмотрения, утверждения и регистрации в порядке, установленном вышеуказанным постановлением, а также доведения до населения в установленном порядке, так как остановка и последующая проверка документов ограничивает личные и другие права, свободы и законные интересы граждан, в частности право на свободное перемещение, гарантированное Конституцией Украины (ст. 33). Вряд ли озвученная инспектором операция будет зарегистрирована должным образом, а ст. 57 Конституции гласит: «Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. Законы и другие нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.» Кроме того, приказ № 599 от 22.06.2012г. «Об утверждении Перечня сведений, составляющих служебную информацию в системе Министерства внутренних дел Украины» определяет исчерпывающий список секретной информации: IX. В сфере деятельности Государственной автомобильной инспекции служебной есть информация, раскрывающая: 9.1. Формы и методы обеспечения охраны транспортных средств при осуществлении охраны при участии Управления государственной охраны Украины. 9.2. Сроки, маршруты, объемы перевозок и инкассации, места загрузки валютных ценностей во время перевозок по договорам. 9.3. Формы, методы и процедуру обеспечения безопасного и беспрепятственного проезда во время сопровождения автомобилей с должностными лицами, относительно которых осуществляется государственная охрана. 9.4. Оперативно-профилактические отработки, проводимых подразделениями ОВД, в которых указывается информация о вооружении, оснащение и радиопозывные работников милиции. Т.е. документы проверяются только при подозрении в совершении правонарушения или при проведении целевых операций по проверке документов. Других причин для проверки документов не предусмотрено действующим законодательством! Причём документы можно и нужно только предъявлять (показывать), а не передавать инспектору в руки (п.2.4 ПДД, ст.16 Закона Украины «О Дорожном Движении») 05.07.11г. Президентом Украины был подписан, а Верховной Радой был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения чрезмерного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок». Изменения коснулись и Закона Украины «О Дорожном Движении». Согласно Статьи 16 Закона Украины «О Дорожном Движении» (изменения от 18.11.2012 г.) Водитель обязан: иметь при себе и по требованию сотрудников милиции, а водители воинских транспортных средств по требованию должностных лиц военной инспекции безопасности дорожного движения Военной службы правопорядка в Вооруженных Силах Украины предъявлять для проверки водительское удостоверение, регистрационный документ на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, страховой полис (сертификат) о заключении договора обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Такие случаи предусмотрены ст.21.2. Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств», а именно: 21.2. Контроль за наличием договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств осуществляется: соответствующими подразделениями МВД Украины при составлении протоколов о нарушениях правил дорожного движения и оформлении материалов дорожно-транспортных происшествий {Абзац второй пункта 21.2 статьи 21 с изменениями, внесенными согласно Закону N 3565-VI (3565-17) от 05.07.2011}, органами Государственной пограничной службы Украины при пересечении транспортными средствами государственной границы Украины. ... И лицензионную карточку на автомобильное транспортное средство в случае предоставления услуг по перевозке пассажиров и грузов. Из вышесказанного следует, что страховой полис предъявляется исключительно в случае составления протокола или при оформлении ДТП. То же самое и в 126 ст. КУоАП: «Управление транспортным средством лицом, не имеющим при себе или не предъявили для проверки удостоверения водителя соответствующей категории, регистрационного документа на транспортное средство, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки на транспортное средство, а также полиса (договора) обязательного страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (страхового сертификата "Зеленая карта"), - влечет наложение штрафа от двадцати пяти до пятидесяти необлагаемых минимумов доходов граждан». Если инспектор ссылается, что в ПДД нет таких ограничений, напомните ему ст. 8. КУ: «В Украине признается и действует принцип верховенства права», т.е. если подзаконный акт, которым является ПДД, противоречит Закону, тем более Кодексу, имеющему высшую юридическую силу, то следует подчиняться Закону и Кодексу. А инспектор тем более не может нарушать ст. 19 КУ: «Правовой порядок в Украине основывается на принципах, согласно которым никто не может быть принужден делать то, что не предусмотрено законодательством. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.» Примечательно то, что ни в ЗУ «О Дорожном Движении», ни в ПДД не конкретизуется, что водитель обязан иметь при себе и предъявить документы именно на этот автомобиль и именно своё удостоверение, а также то, что они должны быть действующими (например, договор страхования). Получается, что они должны быть в наличии и только. Если инспектор хочет переписать данные на листок бумаги или если пытается сфотографировать ваши документы, вы можете отказаться предъявить их, сославшись на ЗУ «О защите персональных данных» до тех пор, пока инспектор не прекратит незаконные действия и не уберёт камеру. Не давайте переписывать свои данные чтобы не получить потом сюрприз в виде повестки из исполнительной службы с требованием об оплате удвоенного штрафа за якобы «создание аварийной ситуации с отказом от подписания протокола.» Если инспектор хочет составить протокол об административном правонарушении, пусть несёт бланк и пишет рядом с машиной, так как вы не обязаны идти к ним в автомобиль, и не обязаны создавать ему удобства. А протокол составляется в присутствии лица, совершившего правонарушение, и на месте совершения. А место ваше за рулём. «2.1. Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения (Статья 276 КУАП). Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 80, 81, 121-126, 127-1 - 129, частями первой - четвертой статьи 130 и статьей 139 (когда правонарушение совершено водителем) КУоАП, могут также рассматриваться по месту учета транспортных средств или по месту жительства нарушителя (часть вторая статьи 276 КУАП) 2.8. Дела об административных правонарушениях рассматриваются в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о своевременном сообщении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела (статья 268 КУоАП)» - из приказа МВД № 77 «Об утверждении Инструкции по оформлению работниками Госавтоинспекции МВД материалов об административных нарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения».
|