http://www.u-drive.com.ua/support/helpauto/article6.htmМного интересного почерпнул из этого сайта, рекомендую.
А теперь по теме вопроса:
Перед началом рассмотрения дела судьей в таких случаях имеет смысл подать ходатайство об истребовании из соответствующей дорожной службы документов об установке дорожных знаков (с указанием подробного места их установки). И, разумеется, изложить те же аргументы, попросив дело закрыть за отсутствием состава административного правонарушения.
Возвращаясь к собственно запрещающим дорожным знакам, нужно сказать еще об одном явлении. А именно — о «неуставных дорожных знаках», то есть таких, которые никакими ПДД не предусмотрены.
Чаще всего можно увидеть таблички к знаку (или надпись на самом знаке) «движение запрещено». А табличка гласит, к примеру: «Транзитному и иногороднему транспорту» или просто: «Транзит». Или, например, знак «остановка запрещена» снабжен табличкой: «Кроме автомобилей...» (далее следует название расположенных рядом фирмы или учреждения).
И за нарушение требований таких знаков сотрудники ГАИ сплошь и рядом пытаются наказать водителей, часто — успешно. Как быть в таких случаях?
Ответ на этот вопрос дает Закон Украины «О дорожном движении». Если конкретно, ч.2 ст.41 Закона устанавливает: «Вопросы организации движения и его безопасности регулируются Правилами дорожного движения, утверждаемыми Кабинетом Министров Украины». Поскольку вопрос о том, имеют ли право иногородние и транзитные транспортные средства двигаться на данном участке дороги, относится к сфере организации Движения, посмотрим, каким именно образом такие вопросы урегулированы ПДД.
Если мы скажем, что регулируются они с помощью дорожных знаков, то никакого открытия не сделаем. Но при внимательном анализе Правил поневоле приходишь к интересным выводам.
Дело в том, что перечень дорожных знаков, предусмотренных ПДД, является
исключительным. Никакой другой нормативный акт высшей или равной по отношению к ПДД юридической силы каких-либо других дорожных знаков тоже не вводит. Как мы уже установили, вопросы организации движения к сфере регулирования ПДЦ отнесены непосредственно законом. Это значит, что никто — ни ГАИ, ни местные власти — не имеют права придумывать что-то новое, ПДД не предусмотренное. Это вытекает из ст. 19 Конституции, согласно которой должностные лица государственных органов власти обязаны действовать только в пределах и способами, прямо установленными законом.
Теперь обратимся к разделу 7 приложения 1 к ПДД, который так и называется «Дорожные знаки». А сам раздел 7 - «Таблички к дорожным знакам».
И обнаружим, что табличка, обозначающая, что действие какого бы то ни было знака распространяется только на транзитные или иногородние транспортные средства, в этом разделе отсутствует. Таблички 7.5.1 — 7.5.8, озаглавленные «Вид транспортного средства», обозначают, скорее, категорию (мотоциклы, легковые, грузовые автомобили и т.п.)
Таким образом, ни местные власти, ни ГАИ не имели права устанавливать дорожный знак, снабженный не предусмотренной никакими нормативными актами табличкой и тем более не имеют права составлять протоколы за нарушение требований таких знаков.
При этом важно принимать во внимание, что нормативные акты, упомянутые выше, образуют четкую «вертикаль»: согласно Конституции, обязанность гражданина (в том числе и водителя) может быть установлена только законом, а должностные лица государственных органов власти и органов местного самоуправления имеют право действовать только в пределах и способом, прямо предусмотренными законом (ст. 19). Закон «О дорожном движении» устанавливает, что водитель должен руководствоваться требованиями ПДД, и ими же регулируются вопросы организации движения; в свою очередь, ПДД определяют исключительный перечень дорожных знаков, т.е. устанавливают, требованиями каких знаков должны руководствоваться участники движения, какие именно знаки являются разрешенными средствами организации и регулирования движения. Причем ни к каким нормативным актам, в том числе низшего (ведомственного) или местного уровня, Правила не отсылают, а сами устанавливают требования к поведению участников движения и то, какими знаками они должны руководствоваться.
По этой причине, если даже и существуют какие-либо ведомственные акты, разрешающие установку не предусмотренных ПДД знаков (например, стандарты или ведомственные приказы МВД, а также соответствующие распоряжения местных властей), и сотрудники ГАИ, и участники движения обязаны руководствоваться не ими, а требованиями ПДД и, в конечном счете, закона.
Более того, сами такие акты или распоряжения следует считать противоречащими закону, следовательно, они не подлежат применению на практике.
Однако вопрос можно поставить и несколько иначе. Интересно, а на каком основании местные власти некоторых населенных пунктов вводят запреты на въезд на их территорию водителей из других городов? Как установление такой « черты оседлости» соотносится с правами человека?
Ответ на этот вопрос дает ч.2 ст.24 Конституции Украины, которая прямо предусматривает: «Не может быть привилегий или ограничений по признакам... места проживания... или иным признакам».То есть практика, когда движение по каким-то участкам дороги или в населенных пунктах разрешается только водителям, проживающим в этой зоне, или тем, чьи транспортные средства зарегистрированы здесь, прямо противоречит одному из важнейших конституционных положений. Не знает установления разного объема прав водителей в зависимости от места проживания или регистрации транспортных средств и ст. 16 Закона Украины «О дорожном движении». Наоборот, в ч. 1 этой статьи недвусмысленно предусмотрено право водителя управлять транспортным средством на участках дорог, где движение в принципе не запрещено. То же самое право устанавливается и пп. «а» п.2.14 ПДД. А если уж водитель имеет такое право, то касается это любого водителя, хоть местного, хоть заезжего. А запрет движения для одних и разрешение его для других этому положению явно противоречит. Следовательно, не может практиковаться ни местными властями, ни ГАИ.
Как уже говорилось, проблема намного шире и касается не только движения транзитного транспорта. Не предусмотренные ПДД таблички часто встречаются на наших дорогах и в сочетании с другими дорожными знаками. Прежде всего — разрешающими или запрещающими стоянку.
Например, в Киеве возле зданий дипломатических представительств часто установлены знаки «Остановка запрещена» с табличкой: «Кроме автомобилей посольства». Возле зданий, где находятся офисы фирм, часто можно встретить знаки «Стоянка» с табличкой, указывающей, что предназначена она только для автомобилей соответствующей фирмы. То же самое часто можно увидеть возле государственных учреждений.
ПДД ничего подобного, разумеется, не предусматривают. Единственные транспортные средства, имеющие предусмотренную Правилами табличку, которая распространяет или не распространяет на них действие знаков, — это мотоколяски и автомобили, обозначенные знаком «Инвалид». Поэтому подобные «неуставные» таблички противоречат и Конституции, и закону, и ПДД. Следовательно, в зоне действия таких знаков на самом деле имеют право парковать свои автомобили все водители, независимо от места проживания, работы или принадлежности транспортных средств.
Что делать водителю, которого обвиняют в невыполнении требований снабженных незаконными табличками знаков?
Прежде всего, достать Правила (экземпляр которых всегда нужно иметь в машине) и предложить инспектору найти в подразделе 7 приложения 1 соответствующую табличку: «Вот когда найдете, тогда я и признаю, что ваши требования и требования знака - законны, а я нарушил Правила». (Конечно, перечень табличек нужно проштудировать заранее, чтобы не оказаться посрамленным.)
Если это не помогает и инспектор все-таки составляет протокол, в графе, отведенной для объяснений предполагаемого нарушителя, нужно сделать запись о непризнании своей вины, о том, что табличка, которой снабжен знак, не предусмотрена ПДД, а следовательно, ее установка, а также требования инспектора противоречат ст. 19, ч.2 ст.24 Конституции, ч.1 ст. 16, ч.2 ст.41 Закона «О дорожном движении» и ПДЦ. А позднее — заявить аргументированное таким же образом ходатайство о прекращении дела. Тогда судья, который будет рассматривать дело, едва ли сможет признать водителя виновным в нарушении ПДД и применить меру административного воздействий.