Поспрашивал у европейских коллег по поводу багажников на крышу, как они решают этот вопрос. Оказалось, не все так просто. Во многом вопрос упирается в термин, потому как имеет место быть дооборудование, а не переоборудование общепринятом смысле этого слова. Исходя из этого определения, дорожная полиция большинства европейских стран, помимо регламентных работ, требует дополнительных расчетов. Дело в том, что при дооборудовании багажником (следует разделять бокс и перекладины) изменяется центр тяжести в большую сторону. Как следствие, метацентрическая высота уменьшается, что в результате снижает курсовую устойчивость во время рыскания. В зависимости от соотношения размерений (высота к ширине и длина к высоте) дорожного транспортного средства (ДТЗ) могут быть применены боксы разных типоразмеров. Обычно применяются боксы на 50, 70 и 100кг, но могут быть и других типоразмеров. На практике, чем шире ДТЗ, тем больше бокс. Однако в случае применения боксов грузоподъемностью 100кг и более, следует произвести дополнительные расчеты жесткости конструкции багажника и кузова "на отрыв". По результатам расчета "на отрыв" обычно ограничивают максимальную скорость, при которой происходит отрыв багажника. Независимо от результатов расчетов разрывного усилия, необходимо предоставить расчеты аэродинамического сопротивления для различных скоростей. Расчеты нужно производить для вариантов загрузки: 1. ДТЗ с перекладинами без бокса, 60км/час; 2. ДТЗ с перекладинами без бокса, 90км/час; 3. ДТЗ с перекладинами без бокса, 120км/час; 4. ДТЗ с перекладинами без бокса, max км/час; 5. ДТЗ с пустым багажником, 60км/час; 6. ДТЗ с пустым багажником, 90км/час; 7. ДТЗ с пустым багажником, 120км/час; 8. ДТЗ с пустым багажником, max км/час; 9. ДТЗ с максимально загруженным багажником, 60км/час; 10. ДТЗ с максимально загруженным багажником, 90км/час; 11. ДТЗ с максимально загруженным багажником, 120км/час; 12. ДТЗ смаксимально загруженным багажником, max км/час. По данным аэродинамического расчета вносятся изменения в паспорт двигателя, в котором указываются исправленные режимы работы ДВС при расчетных нагрузках. В техпаспорт вносятся такие изменения: габаритные размеры, весовые характеристики, расход топлива, максимальные углы, при которых ДТЗ сохраняет устойчивость на курсе. Прочие документы подаются дорожной полиции в порядке, установленном согласно законодательства каждой конкретной страны евросоюза. В общем случае эти документы подает сертифицированная организация, выполняющая работы по дооборудованию ДТЗ. В свидетельство о регистрации ДТЗ вносится отметка airbox или AB (в зависимости от страны). Водительское удостоверение должно быть ВЕ или СЕ.
Что касается демонтажа оборудования, то тут не все так однозначно, как могло показаться на первый взгляд. По сути, речь идет о возобновлении, то есть формально это называется "ремонт". Однако, в результате ремонта происходит изменение характеристик ДТЗ, потому некоторые страны-участницы ЕС применяют процедуру переоборудования со всеми вытекающими последствиями. Но существует конвенция, позволяющая не производить переоборудование, а только вносить изменение в техпаспорт (название конвенции вроде как Торимолиносская, но не уверен что правильно запомнил). В этом случае в техпаспорт вклеивается вкладыш, в который дорожная полиция ставит отметку, какой тип переоборудования применяется для данного ДТЗ в настоящий момент. Плата за внесение такой отметки символическая, что-то вроде 20-40 евро. Главное, не забыть поставить эту отметку.
|