Несмотря на значительное усиление ответственности водителей за административные правонарушения в ноябре 2008 года и значительное увеличение случаев оспаривания деяний и решений должностных лиц ГАИ, далеко не все водители знакомы со своими возможностями. Продолжают сплошь и рядом раздаваться вопросы «На меня составили протокол, вынесли постановление. Или же просто так остановили, отняли беспричинно кучу времени. Я не согласен с таким развитием событий. Что делать?» (которые меня, признаться, очень утомили).
В таких случаях водителю важно знать 2 основных элемента :1) Алгоритм обжалования деяния или решения должностного лица ГАИ2) Типовые формы необходимых для обжалования документов Рассмотрим первый вопрос.
Итак, есть 2 текста, найденные на просторах инета, отобранные среди десятка других и подкорректированные с учетом украинских реалий. Один на русском языке, другой на украинском. Авторство в них разное, детали – тоже. В целом же они освещают разные стороны одного и того же вопроса. Русский текст более жизненно и просто рассказывает об алгоритме обжалования. Украинский – более конкретно подогнан под вопросы административной ответственности и 2 основных документа этой сферы – Кодекс Украины об административных правонарушениях(КУоАП) и Кодекс административного судопроизводства Украины(КАСУ).
Оба текста рассматривают вопросы обжалования поверхностно, особо не углубляясь в дебри нормативно-правовых актов. Для людей, абсолютно не разбирающихся в юриспруденции, этого будет вполне достаточно.
Если проснется желание углубится – пожалуйста :
---КУпАП http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/m ... s80msh8Ie6
---КАСУ http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/m ... eg=2747-15 Начнем….
1текст.В последнее время ужесточились санкции (меры наказания) за нарушение правил дорожного движения.
И как всегда, ситуации на дорогах бывают спорными, водители не согласными с наложенными взысканиями, которые обжалуют или пытаются обжаловать.
Как же правильно себя вести, если Вас остановил работник ГАИ и вменяет нарушение правил дорожного движения? Как и куда жаловаться, если протокол составлен, взыскание все-таки наложено?
Прежде всего, хочется заметить, что представитель любого органа, куда Вы будете подавать жалобу, прежде всего, смотрит документы, составленные на месте происшествия: административный протокол, постановление, схема ДТП и др.
Потому, следите за тем, чтобы внесенная в них информация, соответствовала действительности. Если Вы не согласны с вмененным правонарушением, не надо писать «согласен», в протоколе предусмотрена специальная графа для объяснений правонарушителя, в ней следует указать, что вы не согласны и изложить мотивы: почему не согласны.
Также, не следует ставить подписи в незаполненном протоколе, в протоколе, где в соответствующих разделах пустые места. Если Вам не вручали копию протокола, не уведомляли о времени и месте рассмотрения протокола, то не следует расписываться в пустых графах.
Это, конечно, банальные вещи, но на самом деле при обжаловании потом, очень трудно доказать, что Вы были не согласны и все Ваши права были нарушены, если своей рукой Вы написали обратное.
Также внимательно следует отнестись к схеме ДТП, и также, если Вы не согласны с составленной схемой, следует выразить свое несогласие, расписываясь на ней.
Но вот протокол составлен, и постановление о наложении взыскания вынесено на месте, либо протокол направлен судье.
Если Вы не согласны с постановлением, то его следует обжаловать в суд(иск), вышестояшему начальнику ГАИ(жалоба) или прокурору (жалоба).
Жалобы/иски подаются в 10-дневный срок со дня вручения копии постановления. Если срок пропущен по уважительной причине (болезнь, служебная командировка), то вместе с жалобой подаются соответствующие доказательства.
В жалобе должны быть указаны мотивы Вашего несогласия с постановлением и ссылки на доказательства их подтверждающие: документы (к жалобе нужно приложить копии), свидетелей (в жалобе указываются Ф.И.О. свидетелей, адреса и просьба об их вызове и допросе в судебном заседании), а также Ваши данные: Ф.И.О., адрес, телефоны для связи.
В суд нужно являться с документом, удостоверяющим личность. Тоже банальное правило, но очень много людей является в суд с одной повесткой, видимо, ожидая, что весь город знает такую важную персону.
И последнее: и все-таки суд рассматривает дело, в основном, по первоначально составленным документам, и потому, если Вы сами не отследили правильность их составления и расписались в «ненужных» местах, не обижайтесь потом на решение, вынесенное потом судьей по результатам Вашей жалобы.
____________________________
Встреча с инспектором, закончившаяся для водителя составлением протокола и постановления, предполагает два варианта развития событий: или человек оплатит штраф, или начнет оспаривать вменяемое правонарушение. Если с признанием вины все понятно, то вот с тем, на кого, когда и как правильно жаловаться, следует подробно разобраться.
Начнем с самого простого – с жалобы на неправомерные действия сотрудников ДПС. Итак, если по вашему мнению сотрудник при привлечении вас к ответственности допустил какие-либо нарушения, вы можете подать соответствующую жалобу вышестоящему начальству. Копию всегда можно направить в прокуратуру или СВБ УБОП.
При подаче такой жалобы следует учесть, что она должна быть краткой и лаконичной, содержать конкретные факты и связанные с ними обстоятельства. Никто никогда не будет читать трактаты и обращать внимание на истории, произошедшие за два дня до остановки. Жалоба должна содержать конкретные ссылки на нормативно-правовые акты, которые по вашему мнению были нарушены, – это придает жалобе вид документа и обеспечивает ее рассмотрение по существу.
При этом следует учесть, что жалобу на неправомерные действия сотрудника ДПС можно подавать не только в случае составления в отношении вас протокола и постановления об административном правонарушении, но и во всех остальных случаях, когда ваша встреча с инспектором прошла вне регламентирующих ее рамок закона.
Необходимо четко разобраться с тем, какие именно документы можно обжаловать. Протокол об административном правонарушении обжалованию не подлежит. Очень часто судьи в постановлении указывают: водитель с протоколом согласился, протокол не обжаловал. Такая формулировка является неверной с точки зрения закона, поскольку
обжалованию подлежат или незаконные действия должного лица или вынесенное постановление.
Постановления, согласно КУоАП , могут быть вынесены как должностными лицами ГАИ , так и судьями, в зависимости от нарушенной статьи КУоАП.
Согласно ст. 287 КоАП, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностными лицами ГАИ, может быть обжаловано в местном райсуде или вышестоящему начальству ГАИ.
Как постановление, вынесенное органом ГАИ, так и постановление судьи должно быть вручено или направлено лицу, привлекаемому к ответственности. На обжалование постановления гражданину дается 10 дней с момента получения постановления на руки. Именно поэтому очень важно сохранить конверт, если постановление было направлено вам почтой. Срок обжалования начинает исчисляться со следующего дня. При этом если последний десятый день является выходным (суббота или воскресенье) или попадает на день, являющийся праздничным, то последним днем подачи жалобы будет являться первый рабочий день.
Если срок подачи жалобы пропущен, то при наличии веских причин, указывающих на невозможность направления жалобы, вместе с жалобой необходимо направить доказательства .
Способ передачи жалобы определяет сам гражданин. Жалоба может быть лично доставлена в тот орган, который будет ее рассматривать(для этого нужно будет кметь на руках еще один экзепмляр – на нем ставится отметка о принятии и он хранится у заявителя), а может быть направлена по почте. Срок пересылки письма не входит в указанные 10 дней и подтверждением того, что вы уложились в срок, будет являться штемпель на почтовом конверте и имеющаяся у вас на руках квитанция, подтверждающая отправку письма.
Вопросов с обжалованием, как мы увидели, не так много, но разбираться в этих вещах, безусловно, нужно уметь. Кто вооружен – тот защищен! Удачи!
2текст.Право особи на оскарження постанови передбачено ст.287 Кодексу України про адміністративні правопорушення (далі - КУпАП): «Постанову по справі про адміністративне правопорушення може бути оскаржено особою, щодо якої її винесено, а також потерпілим». Однак, слід знати, що термін оскарження постанови обмежений строком у 10 днів з дня винесення постанови, про що зазначено у ст.289 КУпАП: «Скаргу на постанову по справі про адміністративне правопорушення може бути подано протягом десяти днів з дня винесення постанови».
Способів оскарження постанови працівника ДАІ є декілька:
1. вищестоящому керівництву працівника ДАІ;
2. прокурору для подальшого опротестування;
3. до суду.
Оскільки, два перших способи оскарження мають довільну форму та не потребують особливих знань та навиків, розглянемо детально найбільш дієвий спосіб оскарження постанови ДАІ – до суду.
До якого суду звертатись?Згідно п.3 ч.1 ст.288 КУпАП постанову по справі про адміністративне правопорушення може бути оскаржено в районний, районний у місті, міський чи міськрайонний суд, у порядку, визначеному Кодексом адміністративного судочинства України, з особливостями, встановленими цим Кодексом. Таким чином, КУпАП передбачаючи право на оскарження постанови до суду, не визначає самого порядку такого оскарження, а відсилає до Кодексу адміністративного судочинства України (далі – КАСУ). Згідно п.1 ч.1 ст.17 КАСУ компетенція адміністративних судів поширюється на спори фізичних чи юридичних осіб із суб'єктом владних повноважень щодо оскарження його рішень (нормативно-правових актів чи правових актів індивідуальної дії), дій чи бездіяльності. У відповідності до п.2 ч.1 ст.18 КАСУ місцевим загальним судам як адміністративним судам підсудні усі адміністративні справи з приводу рішень, дій чи бездіяльності суб'єктів владних повноважень у справах про притягнення до адміністративної відповідальності. Отже, нам точно відомо, що скарга на постанову у вигляді адміністративного позову має розглядатись місцевим загальним судом.
КАСУ слід керуватися також під час вибору місця оскарження постанови – за місцем проживання позивача чи за місцем знаходження одного з відповідачів.
За загальною нормою ч.1 ст.19 КАСУ адміністративні справи вирішуються адміністративним судом за місцезнаходженням відповідача. Постанова ДАІ про притягнення до адміністративної відповідальності є правовим актом та стосується інтересів конкретної особи (порушника), тобто є актом індивідуальної дії. До правових актів індивідуальної дії належать також рішення (постанови) про притягнення фізичних осіб до адміністративної відповідальності, які прийняті суб'єктами владних повноважень, крім суду (абз.2 п.3 Постанови Пленуму Вищого адміністративного суду України №2 від 06.03.2008). Крім того, під правовим актом індивідуальної дії суди розуміють акти ненормативного характеру, які породжують права і обов'язки тільки у того суб'єкта (чи визначеного ними певного кола суб'єктів), якому вони адресовані (Роз’яснення Президії Вищого арбітражного суду України «Про деякі питання практики вирішення спорів, пов'язаних з визнанням недійсними актів державних чи інших органів» 02-5/35 від 26.01.2000 із змінами та доповненнями). Виходячи із викладеного, необхідно керуватися ч.2 ст.19 КАСУ. В ній зазначено, що адміністративні справи з приводу оскарження правових актів індивідуальної дії, а також дій чи бездіяльності суб'єктів владних повноважень, які стосуються інтересів конкретної особи, вирішуються адміністративними судами за місцем проживання (перебування, знаходження) позивача.
Отже, адміністративний позов має розглядатися за місцем проживання (перебування, знаходження) позивача місцевим загальним судом (міським, районним, міськрайонним). Точну назву та адресу конкретного суду можна отримати на сайті «Судова влада України».
Хто має бути відповідачем?Як вже зазначалось вище, ми оскаржуємо рішення суб’єкта владних повноважень. Згідно п.7 ст.3 КАСУ суб’єкт владних повноважень – орган державної влади, орган місцевого самоврядування, їхня посадова чи службова особа, інший суб'єкт при здійсненні ними владних управлінських функцій на основі законодавства, в тому числі на виконання делегованих повноважень. Тобто, суб’єктом владних повноважень в нашому випадку є як Державна автомобільна інспекція (орган державної влади), так і працівник Державтоінспекції (їхня посадова чи службова особа). При цьому слід враховувати, що не кожен орган Державтоінспекції може бути стороною в адміністративній справі, зокрема відповідачем.
Форма оскарження:Оскарження до суду постанови ДАІ має вчинятись у формі адміністративного позову, оскільки, у відповідності до ст.104 КАСУ іншого способу звернення до адміністративного суду, окрім зазначеного, не передбачено.
Судовий збір:У відповідності до ч.5 ст.288 КУпАП особа, яка оскаржила постанову у справі про адміністративне правопорушення, звільняється від сплати державного мита. Проте, КАСУ передбачає сплату заявником судового збору, а не державного мита. Так, згідно ч.1 ст.89 КАСУ особа, яка звертається до адміністративного суду із позовною заявою … повинна сплатити судовий збір. Крім того, в КУпАП зазначено про звільнення від мита лише при оскарженні постанови, а в нашому випадку мова йде про позов, а не скаргу. Таким чином, виходячи із цих підстав, сплата судового збору є обов’язковою.
Розмір судового збору визначається відповідно до підпункту "б" пункту 1 статті 3 Декрету Кабінету Міністрів України "Про державне мито", крім випадків, встановлених підпунктом 3 цього пункту (пп.2 п.3 Прикінцевих та перехідних положень КАСУ) та становить 0,2 неоподатковуваного мінімуму доходів громадян = 3,40 грн.
Вторым необходимым элементом является сама форма подаваемого документа. В вышестоящий орган ГАИ и прокуратуру - подается жалоба. В суд подается исковое заявление/административный иск.
Поскольку жалоба имеет произвольную форму и вполне может быть составлена аналогично иску (меняется лишь название документа и в заголовке - нужный орган), то остановимся подробно на иске. Какой-либо общей формы - бланка искового заявления быть не может.
Вопросы формы и содержания искового заявления и ряда моментов,
связанных с предъявлением иска, регулируются ст.ст.104-106 КАСУ.
Несколько рекомендаций по оформлению искового
заявления:
- точное обоснование (под заголовком) предмета (существа) иска,
т.к. судьи рассматривают, как правило, иски по определенным направлениям
деятельности и это, возможно, облегчит прохождение дела;
- желательно в тексте искового заявления указать конкретные нормы
законодательства, ссылаясь на которые истец обосновывает свои требования.
Поэтому не следует превращать разрешение дела в головоломку для
судей, а необходимо оказать посильную помощь в подборе нормативных
материалов, оставив за судом главное - оценочный критерий и вынесения
решения по существу.
Текст самого искового заявления рекомендуется ограничивать объемом
до 2-х страниц. Практика показывает, что внимание не
воспринимает более длинные тексты. В тексте не должно быть "воды",
лозунгов, повторений.
_____________________________________________________________________
Теоретическая структура иска (цвет шрифта каждого элемента структуры соответствует цвету шрифта в прилагаемом примере иска)
Заголовок
Заголовок должен содержать информацию о суде, в который подаётся исковое заявление, сведения о сторонах (истец, ответчик).
Заголовок может быть дополнен сведениями о представителе истца, если не решено эту информацию подать в ходе судебного заседания.
Если исковое заявление подаётся не по месту нахождения ответчика или истец освобождён от уплаты госпошлины за подачу искового заявления, то в заголовке целесообразно указать причины этого. Название
Под заголовком искового заявления необходимо указать название документа («исковое заявление», «административный иск»).
На следующей строке можно дать его краткую характеристику (обычно в качестве краткой характеристики указывается основное требование искового заявления). Вступительная часть
Вступительная часть искового заявления содержит краткую историю событий. Здесь же могут приводятся все сокращения, используемые в тексте заявления.
Вступительную часть целесообразно завершить основной претензией истца к ответчику. Мотивировочная часть
Мотивировочная часть искового заявления должна содержать перечень допущенных ответчиком нарушений прав истца, описание последствий, к которым эти нарушения привели, ссылки на доказательства и нормативные акты, которые подтверждают каждое утверждение истца.
При большом объёме мотивировочной части или большом количестве приводимых в ней обоснований целесообразно завершить её краткими выводами, а саму мотивировочную часть разделить на отдельные смысловые фрагменты, которые полезно пронумеровать и отделить друг от друга промежутками в одну-две строки (это облегчит восприятие текста и упростит ссылки на его фрагменты). Просительная часть
Просительная часть искового заявления обычно начинается ссылками на нормы законодательства, которые являются основой для подачи конкретного иска.
Далее приводится перечень исковых требований, который логически следуют из мотивировочной части. Перечень приложений
Перечень приложений должен содержать краткие названия документов, которые имеются и должны быть к нему приложены.
Перечень приложений нумеруется. Документы к исковому заявлению прилагаются в виде копий. Подпись, дата
Исковое заявление заканчивается подписью истца или его представителя (в последнем случае к исковому заявлению должна быть приложена доверенность) и датой подписания. Примечание:
Исковое заявление должно быть изложено таким образом, чтобы максимально облегчить знакомство с ним. Для этого наиболее важные фрагменты заявления целесообразно каким-либо образом выделить, например, жирным шрифтом, подчёркиванием либо заглавными буквами. При этом важно не переборщить – большое количество или частое использование выделений текста ухудшает его восприятие.
=====================================================
Пример административного иска
_________________ суд м. Львова
Позивач: ______________________________
індекс, м. Львів, вул. ____________________,
буд. ___, кв. ___
тел. _______________________
адреса електронної пошти _________________
Відповідач: посадова особа - Інспектор _______ ДАІ м. Львова ___________________ (ПІБ)
індекс, м. Львів, вул. ____________________,
буд. ___, кв. ___
тел. _______________________
адреса електронної пошти - невідомаПОЗОВНА ЗАЯВА
про скасування Постанови ____________ від ___.__.2009р.
по справі про адміністративне правопорушення
(в порядку адміністративного судочинства)Я, _________________, паспорт _________, ідентифікаційний номер _______, ___.___.2009р. керуючи автомобілем _________, державний номер ________________ рухався по вул. ____________, що у м. Львові зі швидкістю в межах 55-60 км/год згідно приладу для вимірювання швидкості руху на моєму транспортному засобі позаду іншого автомобіля. Був зупинений працівником ДАІ_____________. Після зупинення попросив пояснити причину зупинення. Зі слів працівника ДАІ я перевищив встановлену швидкість.Був складений протокол ____________ та постанова ____________ про адміністративне правопорушення. Зазначені протокол та постанова не відповідають обставинам справи. При складенні Протоколу про адміністративне правопорушення Інспектором було допущено наступні порушення. Зокрема, він не ознайомив мене з моїм правами та обов’язкам відповідно до ст. 63 Конституції України та ст. 268 КУпАП про що свідчить відсутність мого підпису у відповідному рядку Протоколу.
Оскаржуваною постановою на мене неправомірно накладено адміністративне стягнення з наступних підстав:
1. Я рухався позаду іншого автомобіля і, таким чином, підтвердити, що швидкість заміряна приладом Беркут _____ належить моєму транспортному засобу неможливо, про що я зазначив у поясненнях до Протоколу;
2. Відповідач не надав мені документів на підтвердження своєчасного проходження перевірки та державної метрологічної атестації вимірювального приладу Беркут _______, а також не був обізнаний із характеристиками можливих похибок у вимірах про що я зазначив у поясненнях до Протоколу. Таким чином заміри було проведено із недотриманням вимог ст. 1, 2, 4, 9, 15, 17-20, 29-31 Закону України “Про метрологію та метрологічну діяльність” від 11.02.1998р., що виключає їх подальше використання в якості доказів у справі про адміністративне порушення;
3. Відповідачем у Протоколі і Постанові зазначено, що я порушив пункт ____ Правил дорожнього руху, затверджених Постановою КМУ від 10.10.2001р. №1306. В даному пункті ПДР зазначено, що у населених пунктах рух транспортних засобів дозволяється із швидкістю не більше 60 км/год, а ч.1 ст. 122 КУпАП встановлює відповідальність за перевищення водіями транспортних засобів встановлених обмежень швидкості руху більш як на 20 кілометрів на годину. В даному випадку і мої свідчення, і записи в Протоколі та Постанові свідчать про те, що я рухався зі швидкістю не більше 80 км/год. На підставі вищевикладеного, керуючись п.12.4 Постанови КМУ “Про Правила дорожнього руху”, ст.ст. 1, 2, 4, 9, 15, 17-20, 29-31 Закону України “Про метрологію та метрологічну діяльність”, ч.1 ст. 122, ст.ст. 287-289 Кодексу України про адміністративні правопорушення, 6, 17, 18, 19 та статтями 104–106 Кодексу адміністративного судочинства України,
ПРОШУ:
- відкрити провадження у справі за даною позовною заявою та призначити справу до розгляду.
- На час розгляду справи, в порядку забезпечення позовної заяви, зупинити дію постанови______________, на підставі ч.1, 2, 3 ст. 117 КАС України
- скасувати Постанову ____________, а справу про адміністративне правопорушення щодо мене закрити, за відсутністю в моїх діях адміністративного правопорушення.До заяви додаються:
1. 2 Копії паспорта позивача.
2. 2Копії ідентифікаційного коду позивача.
3. Копія позовної заяви.
4. 2 Копії Постанови ______ по справі про адміністративне правопорушення
від __.__.2009р.
5. 2 Копії Протоколу __________ від ___.__.2009р._____ _______________ 20___ року Поскольку я - человек и иногда делаю ошибки, буду очень рад, если активная общественность на них укажет. Существенные замечания и предложения к текстам - приветствуются.