Новая система фиксации превышения скорости "Гарпун" не на шутку обеспокоила автомобилистов: слишком уж много скандалов, связанных с фальсификациями протоколов о превышении скорости было в 2008–2009 годах, когда появились радары "Визир".
В ГАИ сообщают, что поводов для беспокойства нет. В системе "Гарпун" используется американский измеритель скорости TruCam (в переводе с англ. – "правдивая камера"). "Этот прибор имеет экспертное заключение и зарегистрирован в административной Госслужбе специальной связи и защиты Украины. Его особенностью является то, что скорость измеряется с помощью лазерного луча, что исключает ошибки", – говорит глава пресс-службы украинской ГАИ Александр Зубенко.
"Опыт судебных разбирательств показывает, что отдельные инспектора ГАИ умудряются исказить показания даже самой продвинутой техники, – говорит столичный адвокат Алексей Святогор, специализирующийся на защите прав автомобилистов. – У меня были случаи, когда на суде удавалось доказать, что "правдивая камера" при неправильном использовании может ошибаться".
Именно поэтому, по словам эксперта, такого рода правонарушения должны фиксировать не люди, а исключительно техника, в автоматическом режиме. Нынешние же комплексы "Гарпун" можно назвать лишь "полуавтоматами". Дело в том, что ГАИ сертифицировала сами приборы, но не комплексы фиксации нарушений ПДД (систему взаимодействия различных компонентов между собой). "Это повод, чтобы признать доказательства в виде показаний прибора никчемными", – говорит эксперт, пишут
Вести.
Он привел примеры, когда возможны ошибки. Во-первых, в промежутке между нарушением и остановкой проходит время, за которое мог измениться водитель (например, поменялся с пассажиром местами. Во-вторых, в инструкции по эксплуатации написано, что прибор может ошибаться на солнцепеке (после +60°С, а летом на жаре такая температура бывает часто) или в мороз (ниже -10°С). В-третьих, все лазерные радары плохо работают ночью и в туман (происходит преломление луча).
В случае, если вы не нарушали, а инспектор доказывает обратное, штраф можно оспорить. Алексей Святогор назвал пять шагов, как это сделать.
Шаг первый: Перенос рассмотрения делаСообщите инспектору, что, согласно ст. 268 КоАП (Кодекс про админправонарушения), вы хотите воспользоваться правом на юрпомощь, сбор и предоставление доказательств. Это можно написать и в протоколе, и на отдельном листе бумаги, в шапке которого написать "Ходатайство" (в протоколе тогда пишется, что вы приложили его к делу). Еще несколько лет назад гаишники просто смеялись над такими заявлениями, но после десятков проигранных судов относятся к ним серьезно. Потом можно дома в спокойной обстановке написать все свои доводы, привлечь адвоката и явиться с ними к начальнику подразделения, к которому приписан инспектор, обвинивший вас в админнарушении. Если на это нет времени, можно пропустить этот шаг – у вас еще остается возможность оспорить штраф через суд.
Шаг второй: Проверьте документыВнимательно посмотрите все, что написал инспектор в протоколе, а также то, какие доказательства он приводит. К делу должна быть приложена фотография нарушения с указаниями координат места, где был сделан снимок. А также номер прибора, свидетельства про его госметеорологическую аттестацию, экспертный вывод Госспецсвязи и режим, в котором работал прибор. В реестре судебных решений мы нашли множество примеров, когда ГАИ проигрывала суды на том основании, что не был указан один из перечисленных параметров.
Шаг третий: Опишите свою позициюВ соответствующей графе протокола напишите, почему вы не согласны с инспектором и доказательствами, которые он приводит. Если на фото не видно, кто конкретно сидел за рулем или смазан номерной знак, это также нужно указать. Как и то, что в момент нарушения прибор мог работать при экстремальной температуре (на суд можно будет принести справку из Гидрометцентра о погоде в этот день).
Если у вас есть свидетели невиновности, а сотрудник ГАИ проигнорировал их показания, об этом также нужно написать в протоколе (на суде будет считаться, что инспектор не изучил материалы дела добросовестно). Если места в протоколе не хватило, укажите, что дополнительные объяснения прилагаются на отдельном листе, и напишите их там.
Шаг четвертый: Подавайте жалобуОтменить постановление может либо начальник ГАИ подразделения, где служит инспектор, который его вынес, либо районный суд. Важно подать жалобу в течение 10 дней – в этом случае дело приостанавливается. Иначе нужно заплатить штраф в течение 15 дней (и отправить копию квитанции в ГАИ) – если этого не сделать, ГАИ подаст документы в исполнительную службу, которая будет требовать оплату штрафа в двойном размере. Игнорировать штраф нельзя, так как известно много случаев, когда из-за 255 грн штрафа все имущество водителя-нарушителя ставили под арест, а авто объявляли в розыск и забирали на штрафплощадку.
Шаг пятый: Идите в судСамое главное – объяснить судье свою позицию. Обязанность доказывать правонарушение лежит на ГАИ, а в отношении водителя действует презумпция невиновности. Судя по реестру судебных решений, штрафы ГАИ, составленные в том числе и на основании показаний Trucam, отменяют пачками. Особенно если инспектор допустил даже малейшее нарушение при оформлении документов – начиная с того, что он не предоставил доказательств того, что прошел спецкурс обучения по работе с прибором, и заканчивая тем, что он держал прибор в руках, а не на треноге или в боксе.
В Интернете вовсю обсуждают, что номерной знак, покрытый специальной краской или лаком, будет бликовать, и камера не сможет его распознать. Испытания показали: такой метод абсолютно бесполезен.
Источник
http://mignews.com.ua/