Врадиевский район – тот еще «тихий омут» на карте Николаевской области. На 800 квадратных километров всего населения – 20 тысяч человек, из которых половина проживает в райцентре. Кто-то скажет: глушь, да и только, но люди знакомые с обстановкой добавят, что как раз в такой глуши, да в таких омутах водятся очень даже крупные «черти». Причем – целыми кланами.
«Уважаемый Николай Петрович!
Мы, Совет ветеранов войны и труда Врадиевского района, считаем необходимым уведомить Вас о том, что у нас в районе никогда не будет порядка и справедливости, когда на ключевые должности назначаются люди одного семейного клана…», - так начинается обращение ветеранов Врадиевщины губернатору Николаевской области Николаю Круглову.
И – знакомьтесь – полный список семейного клана.
Вот судья районного суда Михаил Высоцкий. Вот брат судьи – П. Высоцкий, заведует районным отделом образования. Супруга брата – В. Высоцкая, заведует районным управлением социальной защиты населения. Вот дочь судьи – Наталья Мочалко, начальник управления юстиции в районной администрации. И зять судьи – районный прокурор Сергей Мочалко.
Не многовато ли родственников в районной власти на 20 тысяч врадиевцев? Нет, утверждают ветераны, их еще больше, всех не перечислишь, упомянуты только ключевые фигуры на самых заметных должностях.
Действительно, остановиться стоит на главных фигурах – судье, прокуроре и начальнике управления юстиции: зятю с тестем и дочери. Согласитесь, то связка судья-прокурор, при том, что обе должности занимают представители одной семьи, - тот еще источник коррупции.
Прокурор или бизнесмен?
Жизненный путь районного прокурора Сергея Мочалко оказался прямым как стрела. Во Врадиевке родился и вырос, в нее же после учебы вернулся делать карьеру. Перспективный следователь районной прокуратуры уже в 30 лет, в 2005 году, дорос до должности прокурора района. Какую роль в карьерном взлете сыграл удачный брак с дочерью судьи – можно даже не гадать.
Отбыв на должности пять лет, Мочалко удачно избежал кадровых ротаций и был оставлен во Врадиевке еще на такой же срок. Ничего удивительного – забот в районе у молодого и прыткого прокурора было уже по горло…
Вот, к примеру, банкротится сельскохозяйственный производственный кооператив «Батькивщина» (собственник – И. Степаненко). Предприятие в долгах как в шелках – и перед местным бюджетом, и перед собственниками земельных паев, наделы которых были взяты в аренду, и перед работниками предприятия, основательно забывших, что такое зарплата.
В прокуратуру массово поступают жалобы – люди требуют, чтобы с ними расплатились. И как же поступает районный прокурор Сергей Мочалко, чья должность обязывает защищать и отстаивать права граждан? Естественно, принимает в происходящем живейшее участие: с/х предприятие банкротится, долги остаются невыплаченными, а на супругу прокурора оформлена Генеральная доверенность на земельные сертификаты почти на 100 га земли. Фирма-банкрот избавляется от имущества? Прокурор тут как тут: что не помог продать, то сам и купил.
Трудится в районе предприниматель В. Янишевский, обрабатывая свыше 1000 га земли. Все бы ничего, да владельцем земельных паев арендатор Янишевский почему-то платит всего 200 грн. арендной платы за гектар. В среднем по району землевладельцы получают по 1000 гривен, а у Янишевского – в пять раз меньше. Нет ли здесь какого нарушения закона, достойного внимания прокурора? Есть, да еще какое – согласно Указу Президента минимальный уровень арендной платы установлен в размере 3% (для Врадиевского района – та самая тысяча гривен). И как же реагирует Мочалко? Да никак – район небольшой и все в курсе, что Янишевский – лишь прикрытие, витрина для аграрного бизнеса, которым занимается сам Мочалко. Правда, один сельский голова, М. Москаленко, попытался было возмутиться, но, как утверждают в районе, после содержательной беседы с районным прокурором решил не активничать…
Прокурор вообще любит проводить такие задушевные и выгодные для себя беседы. Одну из них хорошо запомнили в районном отделе Госкомзема. По итогам беседы землемеры выдали картографические материалы на земли села Адамовка, которые не подлежат использованию в сельскохозяйственных целях. Не подлежат для всех, кроме самого Мочалко.
В Сергее Мочалко очень гармонично уживаются таланты прокурорского работника и бизнесмена-агрария. Но в особо ответственные моменты, такие как посевная или уборочная кампании, «человек в погонах» в нем все-таки на время уступает «человеку с кошельком». Весь район в курсе (и желающие не раз наблюдали воочию), как Мочалко лично контролирует ход посевных и уборочных работ на «своих» полях – дело, что не говори, куда более важное, чем надзор за законностью. Причем проблем с рабочей силой и техникой предприимчивый прокурор не испытывает никогда – во Врадиевском районе просто не найти предпринимателя, который бы отказал столь уважаемому человеку в помощи. Естественно, безвозмездной – что вы, какие деньги? Это же так естественно: просто по-соседски помочь прокурору обработать какую-то тысячу гектаров!
Но, с другой стороны, если кому-то вздумается упрекнуть Мочалко в совмещении деятельности прокурора и латифундиста, – никаких документальных подтверждений этому найти не удастся: всё грамотно оформлено на подставных лиц.
О предпринимателе Янишевском мы уже упоминали. Но не будет же Мочалко складывать все яйца в одну корзину. К примеру, склад РТИ на территории бывшего ОАО «Врадиевская райагропромтехника» тоже прокурорский, но куплен и оформлен на подставных лиц.
На таких же «зиц-председателей» куплены и три комбайна, которые вот уже три года убирают урожай в агрофирме «Украина», которой руководит некто Топтало. В целях экономии ни один из комбайнеров официально не трудоустроен, но комбайны знамениты на всю Врадиевку и окрестности – как-то так «само собой получилось», что никакие другие комбайны, кроме прокурорских, не могут получить возможность убирать урожай в районе, посягнуть на монополию Мочалко-Топтало. А уж они-то устанавливают такие расценки за услуги (процент от собранного зерна), какие пожелают.
Да что там – комбайны. Даже шикарный внедорожник «Тойота Лендкрузер» (госномер ВЕ 0700АХ), купленный прокурором в 2011 году за 85 тысяч долларов, предусмотрительно оформлен на прокурорского отца – Петра Мочалко (кстати, тоже бывшего госслужащего). Кстати, в том же году заботливый сын за 15 тысяч долларов приобрел еще один автомобиль – «Шкоду» (госномер ВЕ 7227 АЕ).
Ну а одной из последних удачных бизнес-операций Сергея Мочалко стало проталкивание собственной супруги на должность начальника районного управления юстиции. Деловая подоплека такого кадрового маневра лежит на поверхности. С 1 января 2013 года именно управление юстиции получило дополнительные полномочия в сфере регистрации земельных договоров, договоров собственности на недвижимое имущество – и т.д. Так что, изъясняясь в привычной прокурору бизнес-терминологии, назначение супруги – самая настоящая стратегическая инвестиция.
Но не обошлось и без накладок. Наталья Мочалко не имела ни одного дня юридического стажа. Просто не успела поработать по специальности, так как диплом юриста получила в 2011 году. Да и училась она, кстати, заочно – что в украинских реалиях означает, что диплом, скорее всего, был банально куплен – в аккурат под нужную вакансию. Кстати, немаловажная деталь, - прокурорская жена даже не принимала участия в конкурсе на должность. И действительно – к чему формальности при таком муже и папе-судье?
В общем, Врадиевский район можно смело переименовывать в Мочалкинский или Высоцкий, жители не удивятся, да и обстановке в районе это будет вполне соответствовать. Ну, разве только губернатор Круглов все-таки вмешается в ситуацию.
http://novosti-n.mk.ua/analitic/read/1387.html