Европротокол: что надо знать, чтоб не "попасть"
MIGnews.com.uaУпрощенная система оформления ДТП вступила в силу 9 месяцев назад – 19 октября 2011 года. Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно дорожно-транспортных происшествий и выплаты страхового возмещения" позволяет украинским водителям оформлять ДТП без ГАИ, заполняя специальный бланк – Европротокол. При этом водитель, виновный в ДТП, освобождается от административной ответственности, пишет Сегодня.
Однако практика показала, что юридический термин "вступил в силу" и слово "заработал" имеют между собой мало общего. Так, по официальным данным Моторного страхового бюро Украины, случаи оформления ДТП при помощи Европротокола составляют на более 1% от общего количества обращений в страховые компании.
Водители отмечают, что боятся оформлять ДТП по упрощенной схеме по ряду причин. "Сделали такой бланк, что сам черт ногу сломит, пока заполнишь все пункты, – делится своим мнением столичный таксист Игорь Сердюк, который попал в небольшое ДТП около месяца назад и попытался обойтись без ГАИ. – Я допустил две ошибки, мой оппонент – три, и в итоге пришлось вызывать гаишников". Другие водители указывают и на такую трудность, как определение ущерба: "на глаз" трудно оценить, понадобится на ремонт 10 тыс. грн или гораздо больше.
Журналист стал непосредственным участником процесса оформления ДТП с использованием Европротокола – приехал по просьбе знакомого, который на парковке зацепил другой автомобиль. Ситуация полностью соответствовала всем условиям, прописанным в законодательстве: оба водителя на вид трезвые, один из них признал свою вину, а ущерб был явно небольшой (царапина на бампере и согнуто крепление противотуманной фары). И самое главное – гражданская ответственность обоих застрахована, и у обоих на руках есть полисы нового типа.
Они собирались договориться полюбовно – виновник хотел на месте отдать водителю пострадавшего автомобиля 400 грн, и второй согласился, но по просьбе журналиста согласились поучаствовать в эксперименте с оформлением аварии "по закону". Тем более что до сих пор существует формальный повод наказать водителя за то, что ДТП вообще никак не оформлено. Так, известны случаи, когда на водителей, которые "разъехались полюбовно", составляли админпротоколы за то, что они оставили место ДТП: предусмотрен штраф от 255 до 306 грн, общественные работы от 30 до 40 часов либо админарест сроком от 10 до 15 суток.
Оформляли строго по инструкции, которая прилагается к полису. Не заладилось еще на этапе звонка в страховую за консультацией – консультант на другом конце "провода", когда услышал о нашем желании оформить страховой случай с помощью Европротокола, как-то сразу замялся, потом сказал, что переключит на специалиста, и куда-то пропал. Повторный звонок также не дал эффекта: в страховой попросили номер мобильного и пообещали перезвонить. Однако в течение получаса звонка от страховщиков так дождаться и не удалось. Причем ни от страховой виновника ДТП, ни от компании, где оформил полис водитель пострадавшего авто. Решили обойтись своими силами – без консультации.
Топ-менеджеры страховых компаний в многочисленных интервью обращают внимание водителей на то, что Европротокол должен быть заполнен правильно - должны быть заполнены все пункты, а помарки и исправления недопустимы, иначе страховая может отказать в выплате. Вроде бы все правильно, но только до того момента, пока не пытаешься заполнять бланк этого документа. Главная сложность в том, что он нагружен массой терминов, в которых простому человеку разобраться сложно. Впрочем, разберем некоторые пункты.
Страховая компания. С подпунктами "название" и "номер полиса" все ясно. Но что делать с подпуктами "Агентство" (либо бюро, либо брокер) – этих данных в полисе нет? Оставили эти пункты пустыми.
Место происшествия. С какой точностью нужно заполнять этот пункт и с привязкой к чему (к столбу, центру города, дереву, подъезду ближайшего дома)? Может, к географическим координатам "Широта/долгота"? По совету знакомого и страховой указали город. А если бы ДТП произошло на трассе?
"Страхователь/владелец полиса". Сразу непонятно – речь идет о водителе, ответственность которого застрахована, или о владельце автомобиля, который застраховал ответственность любого водителя, которому он передал управление? Еще сильнее путает водителя написанная рядом мелким шрифтом фраза "см. сертификат страхования" – не все догадаются, что это то же самое, что "см. полис". Кроме того, возникает вопрос: в данных водителя нужно указывать место регистрации (прописки) или реальное место жительства?
"Транспортное средство". Нужно заполнять марку и модель латиницей или на русском? Что имеют в виду в подпукте "тип", и почему в нем так мало места, например, если попытаться переписать из техпаспорта фразу "легковой универсал – B", она явно не поместиться.
"Водитель". С подпуктом "фамилия" все понятно, но дальше идет подпукт "имя" – указывать с отчеством или нет? В "дата рождения" указывать цифры или писать словами? "Адрес" заполнять с указанием района, индекса или без этого? Что делать, если удостоверение водителя бессрочное (большинство), а в полисе есть пункт "годно до"? И вообще, во всех пунктах, которые непонятно как заполнять, нужно ставить черточки, галочки, кружочки, закрашивать или просто оставлять эти места пустыми?
"Видимые повреждения". С этим тоже загадка – перечислить все детали, вплоть до мелких, или написать в общем, вроде "задний бампер, крыло". Логично, что имеют в виду второй вариант, но нужно ли при этом использовать глаголы и прилагательные (например, поцарапан задний бампер, вмято крыло)?
"По своей сути Европротокол – упрощенная форма оформления ДТП с незначительными повреждениями. Заполнять бланк нужно максимально подробно, не допускать исправлений и зачеркиваний, а допобстоятельства можно изложить на отдельном листе. К каждому Европротоколу прилагается подробная инструкция и если участники ДТП ее придерживаются, проблем не будет", - говорит руководитель пресс-службы Моторного транспортного страхового бюро Украины Ольга Стесина.
В законодательстве прописано, что водитель имеет право обращаться в страховую компанию за новым Европротоколом неограниченное число раз – такая норма предусмотрена на тот случай, если бланк был испорчен. Логично предположить, что даже если документ был заполнен неправильно, то можно явиться вместе со вторым водителем в страховую компанию (СК), взять там новый бланк и под диктовку сотрудника отдела урегулирования убытков переписать документ начисто в том виде, какой устроит страховую компанию.
Именно так журналист вместе с участниками ДТП и поступили, заодно планируя получить ответы на свои вопросы – чтобы не ошибаться в будущем. Однако ожидания не совсем оправдались. В отделе урегулирования убытков СК виновника ДТП сказали, что у них бланков нет, и посоветовали обратиться в пункт продаж. Кроме того, представитель страховой сразу заявил, что помогать не будет: мол, заполняйте сами, подавайте нам, а мы рассмотрим и либо откажем, либо выплатим возмещение. Правда, указал на висящий на стенде образец заполнения.
Оказалось, что на 90% бланк заполнен верно. Но вызвал вопросы п. 12 – "обстоятельства". Участники ДТП в полисе указали одинаковые обстоятельства, поставив галочки в клеточке 2. Но сотрудник отдела урегулирования указал на ошибку – только один из водителей (виновный в ДТП) выезжал со стоянки, второй же – двигался прямо. Но в бланке нет клеточки с такими обстоятельствами, поэтому второй водитель вообще ничего не должен отмечать. Соответственно, в ячейке, где указывается общее количество отмеченных пунктов, один из водителей должен поставить "1", а второй – "0".
Как раз этот момент и вызывает споры даже между страховыми экспертами: одинаковых обстоятельств для обоих водителей, в теории, быть не может, но на практике может быть все что угодно. И как быть в случае с ДТП, в котором виноваты оба водителя, никто толком не знает. "В любых нестандартных случаях, в том числе и при ДТП на трассе, лучше вызывать ГАИ", – посоветовал сотрудник отдела урегулирования.