Цитата:
МВД и выдающая загранпаспорта госслужба оказались самыми злостными нарушителями закона об админуслугах
Люди жалуются на длинные, двойные-тройные очереди, на сложность и запутанность процедур, отсутствие минимального комфорта, трудности с поиском достоверной и свежей информации о процедуре. При этом каждый десятый считает, что получить админуслугу можно только путем дачи взятки.
Каждый третий получатель административных услуг в Украине считает систему предоставления таких услуг неэффективной - нормативные документы, регулирующие эту сферу, непонятны и часто противоречат друг другу, процедуры запутаны, а условия в центрах предоставления услуг оставляют желать лучшего.
Таковы результаты соцопроса, проведенного в рамках совместного исследования Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности правоохранительных органов (УМДПЛ) и Харьковского института социальных исследований.
Эксперты опрашивали получателей админуслуг и провели анализ законодательства в этой сфере.
"Опрос показал, что к самым большим препятствиям получения админуслуг респонденты отнесли длинные, двойные-тройные очереди (37,7%), сложность и запутанность процедур (27,8%), отсутствие минимального комфорта в зонах ожидания (27,9%), трудности с поиском достоверной, обновленной информации о процедуре, платеже, контакты специалистов (20,7%). А 12% опрошенных считают, что дача взятки является наиболее эффективным путем получения государственной услуги", - рассказала эксперт ХИСД Мария Колоколова.
Как отмечают эксперты, значительная часть общества уже традиционно принимает административные услуги как принудительно навязанную и узаконенную систему поборов.
"Существующая схема обслуживания граждан в Министерстве внутренних дел (МВД) и Государственной миграционной службе (ГМС) фактически находится вне законодательного регулирования, создает благоприятную почву для различного рода злоупотреблений и манипуляций", - отмечает Владимир Батчаев, эксперт Ассоциации УМДПЛ.
Так, не адаптированные требованиям государственных законов ведомственные акты не содержат "предохранителей" от коррупции, бюрократического равнодушия и халатности должностных лиц. Непрозрачность процедуры получения, привлечения к предоставлению услуг коммерческих структур-посредников (в частности государственного предприятия ГП "Документ"), внедрение сопутствующих платных услуг, отсутствие контроля за качеством их предоставления "превратили украинскую милицию из органа защиты прав потребителей административных услуг
в одного из крупнейших нарушителей в этой сфере".
Кроме того Кабмином определен лишь перечень платных услуг ГМС, при этом правительство оставило без внимания не менее важную сферу предоставления миграционной службой бесплатных услуг, поэтому все услуги автоматически воспринимаются как таковы, а которые нужно заплатить.
Как отметил эксперт Секретариата Уполномоченного Верховной Рады по правам человека Сергей Швец, "государство в кратчайшие сроки должно исправить эти и многие другие недостатки в законодательстве об админуслугах".
Источник: Зеркало недели