Попробую ответить на все вопросы по ДХО, которые запомнил. 1. П. 2.20 Правила ЕЭК ООН № 48 (украинский аналог называется ДСТУ UN/ECE R 48-02:2002) прописано: "факультативный огонь" означает огонь, установка которого производится по усмотрению изготовителя. 2. П. 6.19.1 этого же Правила предусмотрено, что установка ДХО обязательна на автомобилях (со второго полугодия 2012 г.). 3. В новой редакции ПДД сказано: денні ходові вогні — зовнішні світлові прилади білого кольору, передбачені конструкцією транспортного засобу. То есть, не имеет значения, установлены они или нет. Если их установка предусмотрена, значит можно устанавливать самостоятельно (официальная версия ЦБД и АС). 4. В Правилах ЕЭК ООН № 48 не оговорено, можно самостоятельно устанавливать ДХО или нет, но за границей это считается само собой разумеющимся и никаких разрешений на такую установку не требуется. Российский технический регламент разрешает автовладельцам устанавливать ДХО самостоятельно, при условии, что они будут соответствовать стандартам (Правила № 48 и № 87). 5. Украина – единственная страна, где установка ДХО запрещена, поскольку в ЦБД и АС считают, что это переоборудование. По версии ЦБД и АС, для установки ДХО автовладелец должен получить соответствующее заключение ЦБДД и АС МВД Украины либо ГП «ГосавтотрансНИИпроект», в котором указывается как принципиальная возможность выполнения данных работ, так и то, каким требованиям должны соответствовать установленные ДХО. (К примеру, стоимость подобного заключения в ЦБДД и АС МВД Украины составляет 99 грн.) После выполнения данного переоборудования, будь то самостоятельно, либо в условиях какой-то сервисной станции, должны быть проведены соответствующие испытания установленного оборудования с получением акта технической экспертизы о соответствии конструкции и технического состояния переоборудованного транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения (приложение № 5 к Порядку регистрации и перерегистрации транспортных средств) либо сертификата соответствия. (Стоимость порядка 150 грн.) Данные испытания, а также выдача соответствующих актов проводятся на СТО, которые уполномочены для проведения испытаний такого рода «УкрСЕПРО» или НАУ (Национальное агентство по аккредитации Украины). И уже с этими документами автовладелец должен обратиться в МРЭО для внесения соответствующих записей в регистрационные документы. (Перерегистрация.) 6. В соответствии с п. 6.1.3 ДСТУ 3649-2010, «на знятих із виробництва КТЗ, або на тих, що приведено у відповідність до вимог цього стандарту або переобладнано згідно з погоджувальними документами, дозволено встановлювати ПЗС від інших КТЗ із застосуванням вимог ДСТУ UN/ECE R 48-02». То есть, ДСТУ однозначно разрешает устанавливать ДХО, а Правила и ЦБД и АС – нет. По версии ЦБД и АС, то, что ДСТУ разрешает установку ДХО, означает, что при обращении за разрешением (которое обязательно), его обязательно выдадут (бредят!). При этом запрет на самостоятельную установку ДХО без согласовательных процедур (наподобие противотуманок) там мотивируют тем, что неизвестно, кто и что будет устанавливать. Якобы, одни ДХО будут слишком тусклыми и незаметными, а другие – слишком яркими и будут слепить водителей. Что же касается мировой практики, то нашу разрешительную специфику объясняют отсутствием техосмотра, поскольку за границей световые приборыц регулярно проверяют во время ТО, а у наших гаишников такой возможности нет. 7. Определённая логика в этих требованиях есть, так как мне не удалось найти ни один ДХО с сертификатом соответствия, в том числе и российским. Продавцы в один голос твердят, что данная продукция сертификации не подлежит. А поэтому даже для себя понять, что покупаешь, крайне сложно, так как заявленные ТТХ, особенно на китайские ДХО, далеко не всегда соответствуют реальным. 8. Как вариант, при наличии сертификата или другого вызывающего доверие документа, можно устанавливать ДХО без всяких согласований, а в случае претензий оспаривать наложение штрафа, как нарушение требований Правил № 48 на основании ст 54 ЗОДД (Якщо міжнародною угодою України встановлено інші правила, ніж ті, що містяться у законодавстві України про дорожній рух, то застосовуються правила міжнародної угоди.). 9. Правила не запрещают движение в светлое время суток с неработающими световыми приборами (в том числе и с «аварийкой»). Так что спокойно двигайтесь «кратчайшим путём к месту стоянки или ремонта». Если оставить включённой только левую переднюю фару (без габаритов), то в этом случае Правила безоговорочно разрешают эксплуатацию транспортных средств в светлое время суток.
_________________ Si vis pacem, para bellum
|