Менять права? На каком основании?01 марта '11 в 04:21
В Венской конвенции об автомобильном движении нет пункта, обязывающего государство вводить срок действия водительских удостоверений
Заявление главы МВД Анатолия Могилева об обязательной необходимости ограничить срок действия водительского удостоверения 10-ю годами вызвало широкий резонанс в обществе. После появления на официальном сайте ГАИ проекта постановления по этому вопросу те интернет-сайты, на которых можно было найти текст Конвенции о дорожном движении, работали с перебоями – перегрузка из-за чрезмерного количества посетителей. Народ читал Конвенцию (за что министру отдельное спасибо) и недоумевал, не находя в ее тексте требований об ограничении срока действия национального водительского удостоверения.
Новость растиражировали, дополняя своими предположениями и прогнозами, потихоньку запутывая и так не очень понятную ситуацию. Неубедительные пояснения пресс-службы МВД ясности также не добавили. Слухи обрастали пессимистическими прогнозами. Большинство автолюбителей сходились во мнении – добра нам от этого нововведения не будет, а вот дополнительные расходы на оплату новых бланков удостоверений и услуг МРЭО изрядно опустошат водительские кошельки.
Чтобы внести ясность, «Газета…» обращается к руководству МВД с просьбой дать ответы на простые вопросы, которые волнуют сейчас значительную часть населения.
Вопрос №1. Зачем затеяли эту непонятную ситуацию с ограничением срока действия и обязательным обменом ВУ, если Конвенция этого не требует?
Не верите? Цитируем: (Приложение 6, п. 4) «В удостоверении в обязательном порядке указываются перечисленные ниже сведения… 7. дата окончания действия удостоверения». Но особенно важно обратить внимание на примечание 4, в котором говорится: «Это указание (о конечном сроке действия прав. – авт.) необязательно, если срок действия удостоверения не ограничен». В Украине, как известно, нет законодательного ограничения срока действия ВУ. И если Конвенция не требует обязательной замены водительских прав, то зачем такую норму вводить?
Вопрос №2. Если уж решили вводить ограничение срока действия ВУ, то по каким критериям выбран предлагаемый срок действия?
Ведь принято решение, которое касается миллионов сограждан – ограничение срока действия ВУ именно 10-ю годами. Почему не 5 или 25 лет? На основе каких объективных данных был выбран именно этот срок?
Напоминаем: водительское удостоверение не имеет конечного срока действия во многих странах Евросоюза, например – Польше, Германии, Португалии, Норвегии. А финские «гаишники» требуют обязательной замены водительского удостоверения после достижения водителем возраста 70 лет. Может, лучше опираться на опыт указанных выше стран, ведь это существенно сэкономит деньги украинским водителям.
Вопрос №3. Сколько гривен в случае, если изменения будут приняты, будет стоить обмен ВУ для обычного гражданина?
Конкретной цифры в проекте закона, к сожалению, не указано. А ведь это, пожалуй, один из самых важных аспектов возможного нововведения. Озвучьте, пожалуйста, стоимость обмена водительского удостоверения – и обоснуйте ее. Ведь только перемножив эту цифру на количество обменов, можно представить себе цену вопроса в масштабах страны. Насколько полегчает семейный бюджет автолюбителя от этой инициативы, тоже всем интересно.
Кстати
«Международные» права менять нужно. Но их и так меняют
Во многих комментариях к проекту закона от МВД, внося еще большую путаницу, упоминается «Международное водительское удостоверение». Его образец был утвержден Кабмином еще в 1999 году, и тогда же было оговорено, что срок действия таких прав ограничен тремя годами. Само это удостоверение – довольно редкая и бесполезная вещь, ведь Конвенция, собственно, и писалась для того, чтобы все страны-участники признавали национальные водительские удостоверения друг друга.
Газета по-киевски