Социальное обеспечение в ВеликобританииВ начале 2005 года в России вступил в действие знаменитый 122-й закон о монетизации льгот, вызвавший волну протестов по всей стране, прежде всего со стороны социально уязвимых категорий населения — пенсионеров, инвалидов, студенческой молодежи. На очереди — реформы образования и здравоохранения, так же предусматривающие сокращение социальных обязательств государства. Как известно, творцы российских реформ для обоснования принимаемых ими решений, как правило, ссылаются на опыт западных стран. Однако о том, каков этот опыт на самом деле, не мешает узнать не из вторых, а из первых рук. По просьбе редакции журнала «Свободная мысль-XXI» краткую справку о системах социального обеспечения в Великобритании и Франции подготовила английский политолог Эллен Мартин.
Впервые система социальной защиты и поддержки населения, получившая название «велфэрной»[1], была введена Великобритании либералами в 1906 году. Главной причиной послужило признание того факта, что плохое здоровье и образование рабочей силы не только тормозит развитие экономики, но и ставит под угрозу способность страны содержать армию. Кроме того, что особенно важно, система рассматривалась как средство обуздания рабочего движения, все более набиравшего силу и неподконтрольного власти (стихийные забастовки вспыхивали повсеместно, в то время как профсоюзы и рабочие организации предпочитали брать дело в свои руки, игнорируя профсоюзное начальство и предпринимателей).
Начиная с 1890-х годов, наиболее дальновидные капиталисты приходили к пониманию того, что справиться с рабочим движением грубой силой нельзя и вместо этого его надо взять под контроль. С принятия в 1896 году Акта о промышленном примирении капитализм стремился использовать государственные механизмы примирения, чтобы попытаться привлечь на свою сторону профсоюзных деятелей и использовать их как средство расширения этого социального контроля.
Система заботы о детях
Складывание британской системы социальной заботы о детях происходило в тесной связи с развитием законодательства. С конца XVI века и до середины XX столетия был принят целый ряд законов о бедности, возлагавших полномочия по защите обездоленных, в том числе детей, на советы соблюдения законов о бедности. Среди этих полномочий, начиная с конца XIX века, было право распоряжаться судьбой сначала брошенных детей, а затем и тех, чьи родители были признаны «негодными». В 1929 году обязанности советов были переданы местным властям. В конце XIX — XX веке был принят ряд законов, обеспечивавших юридическую поддержку системы детского социального обеспечения. Закон о браке 1857 года ввел юридическую процедуру развода и предоставил судам право решать вопросы опеки и содержания детей.
Социальные пособия и льготы
Сегодня в Великобритании существуют четыре основные категории социальных пособий, выплачиваемых на основании данных о доходах гражданина: пенсионное пособие, пособие по инвалидности, пособие на иждивенцев и пособие по случаю утраты кормильца.
Что касается льгот, то в Англии они в основном касаются тех преимуществ, которые работающие граждане получают по месту работы. Одной из характерных черт британской системы социального обеспечения является существование, помимо официальных и общепринятых, неофициальных льгот. Следует подчеркнуть, что провести четкое различие между теми и другими, с точки зрения их эффективности, очень трудно. Самыми распространенными официальными льготами, которые служат дополнением к основной заработной плате, являются: предоставление служебного автомобиля, право покупки акций компании по низкой цене, корпоративные скидки, регулярное медицинское обследование, услуги адвоката и частной медицины, страховка для лечения зубов и скидки при посещении определенных ресторанов. Эти льготы, как правило, пользуются повышенным вниманием государственных органов из-за своего налогового потенциала. В отличие от официальных льгот, обычно записанных в трудовом контракте, неофициальные нигде не фиксируются. Наиболее типичны среди них: возможность для сотрудников компании покупать товары по сниженным ценам; столовая для руководства; возможность забирать домой остатки материалов (для рабочих некоторых производств); право на дополнительный оплачиваемый отдых, помимо ежегодного оплачиваемого отпуска (например, типичные для госслужащих два с половиной дополнительных выходных ежемесячно) и т. д. Такие льготы, как правило, дополнительно налогами не облагаются.
Принято считать, что все эти льготы и дополнительные преимущества направлены на то, чтобы получить работника, более преданного своему делу и фирме или учреждению, менее склонного менять место работы и более лояльного как гражданина. Однако следует отметить, что их существование не заставляет людей упорнее работать и не обеспечивает более высокую производительность труда. Чем крупнее организация, тем шире ее возможности предоставлять льготы своим сотрудникам. Мелкие предприятия и учреждения, особенно некоммерческие, в этом плане весьма существенно отстают от более крупных.
Льготы могут позволить сократить текучесть кадров организации, а значит, расходы на поиск, наем и профессиональную подготовку новых сотрудников. В то же время их наличие затрудняет возможность увольнения неэффективных работников без выплаты внушительного выходного пособия. В этом смысле льготы часто служат показателем статуса сотрудника внутри организации.
Предоставление льгот требует от предприятия и учреждения немалых средств (обычно они составляют не менее 30 процентов жалования сотрудника) и дополнительных административных ресурсов. Характер льгот, в которых нуждается сотрудник, меняется, в зависимости от его карьерного роста и стажа работы: чем ближе к пенсии, тем более важными для него становятся льготное медицинское обслуживание и пенсионные отчисления. Поэтому многие компании в последнее время стали переходить на более гибкую систему льготных пакетов, действующую по принципу «самоотбора»: льготы подбираются в соответствии с потребностями конкретного человека и могут быть, по желанию, заменены денежным эквивалентом (в виде прибавки или вычета из жалования).
Система здравоохранения и социального обеспечения
Эта система зиждется в Великобритании на трех столпах:
1) Национальная служба здравоохранения (НСЗ). Здоровье нации есть забота НСЗ, услуги которой доступны любому человеку, живущему в Великобритании и имеющему ее гражданство или статус постоянного жителя.
2) Социальные службы при местных органах власти, обеспечивающие на местах заботу о престарелых, инвалидах, людях с умственными расстройствами, а также о семьях с детьми.
3) Социальное обеспечение — система, призванная, во-первых, поддерживать базовый стандарт жизни для людей, которые лишились или не могут найти работу, а во-вторых, — обеспечивать финансовую помощь семьям и инвалидам.
Все эти организации имеют открытый бюджет, а их деятельность относится к числу главных приоритетов британского правительства; на их содержание уходит около половины всех правительственных расходов. В своей работе они опираются на огромное множество различных благотворительных организаций и индивидуальных опекунов, взявших на себя заботу о членах своей семьи или друзьях.
Более 90 процентов врачебной и иной медицинской помощи в Великобритании оказывается государством через систему НСЗ.
Национальная служба здравоохранения
НСЗ — центральный элемент «велфэрной» системы. Ее присутствие заметно буквально на каждой торговой улице британских городов — в форме районных аптек, в каждой деревне и пригороде — в форме кабинетов так называемых врачей общей практики, или семейных врачей, и государственных дантистов.
НСЗ — один из крупнейших работодателей в мире. Принципы, заложенные в основу ее существования при создании в 1948 году, остаются актуальными и поныне: признано необходимым, чтобы в стране существовала доступная служба здравоохранения, способная оказать любую медицинскую помощь каждому нуждающемуся, вне зависимости от уровня его доходов. Для любого жителя Великобритании услуги НСЗ являются бесплатными. Все налогоплательщики — работодатели и работающие — платят налоги в ее пользу. Около 82 процентов расходов на содержание НСЗ оплачивается из общих налогов. Остальное покрывается поступлениями из следующих источников:
процент от отчислений в фонд национального страхования (платятся работающими и работодателями) — 12,2 процента;
наценки на стоимость некоторых товаров и услуг (например, лекарств, выписанных семейными врачами), лечения зубов и проверки зрения — 2,3 процента (дети и неплатежеспособные взрослые освобождаются от таких наценок);
продажа земли и другие схемы, приносящие доход — менее 1 процента.
Помимо этого:
руководство службы здравоохранения вправе собирать пожертвования из добровольных источников;
некоторые больницы, входящие в систему НСЗ, принимают частных пациентов, которые платят полную стоимость своего содержания и лечения.
Вслед за обретением Шотландией, Северной Ирландией и Уэльсом большего суверенитета в 1999 году там были созданы собственные министерства, ведающие вопросами здравоохранения, и собственные НСЗ.
В Шотландии соответствующее ведомство возглавляет министр здравоохранения и социальной опеки. В Уэльсе, который по праву гордится той ролью, которую сыграл в создании британской службы здравоохранения уэльсец Эньюрин Бивен (в 1948 году — министр здравоохранения Великобритании), ныне существует собственная НСЗ, работу которой контролирует Министерство здравоохранения и социального обслуживания населения. Разработкой политики в области здравоохранения и ее финансированием занимается Национальная Ассамблея (парламент Уэльса).
Ни для кого не секрет, что НСЗ является сегодня объектом серьезной критики. Среди наиболее острых проблем — долгие очереди на госпитализацию, переполненные больницы, нехватка младшего медицинского персонала.
Альтернативой выступает частный сектор медицинских услуг, который является более эффективным. У многих пациентов, нуждающихся в срочной операции, просто не остается иного выбора, как обращаться за помощью к платной медицине, поскольку очередь на бесплатную госпитализацию в системе НСЗ может составлять месяцы, а то и годы. Лечение в частных клиниках стоит дорого, зато оно более эффективно, предоставляет более комфортные условия и его не нужно ждать.
Существуют два основных способа получения частной медицинской помощи, будь то консультация специалиста, амбулаторное лечение или госпитализация: оплата напрямую или посредством медицинской страховки. При отсутствии страховки у пациента стоимость услуг может быть очень высока, особенно если речь идет о лечении в больнице. Не каждый может позволить себе сразу заплатить значительную сумму, поэтому некоторые предпочитают покупать частную медицинскую страховку. Сделать это можно, как правило, в страховой компании. Наиболее известны такие крупные страховые компании, как «Norwich Union», «Bupa», PPP, предлагающие разнообразные схемы частной медицинской страховки по различным ценам. Страховые выплаты производятся ежемесячно, обычно напрямую с банковского счета клиента (так называемый прямой дебет), причем вне зависимости от востребованности услуги, то есть, от того, пользовался ли клиент в этот промежуток времени медицинской помощью или нет. В случае, когда клиенту требуется медицинская помощь, он подает заявку в страховую компанию и извещает ее о природе заболевания. Затем он должен взять у районного врача НСЗ направление в частную клинику с указанием причин обращения. Счет за лечение врач частной клиники направляет непосредственно страховой компании.
Следует отметить, что все страховые компании, работающие с медицинскими страховками, ставят перед клиентами ряд ограничений. Самым важным из них является отказ страховать уже существующие состояния здоровья. На деле это означает, что хронические заболевания, а также заболевания, возникшие к моменту заключения договора со страховой компанией, исключаются из числа страховых случаев. Впрочем, некоторые страховые компании не отказываются страховать хронические заболевания, но это сказывается на цене, которая в этом случае значительно возрастает.
Кстати, некоторые крупные компании оплачивают своим сотрудникам частную медицинскую страховку, но обычно в таких случаях речь идет только о некоем общем минимуме услуг. Он включает лишь определенные виды операций и исключает медицинские консультации и амбулаторное лечение.
Образование: частное и государственное
Про государственное образование в Великобритании можно сказать, что оно оставляет желать много лучшего. Среди его наиболее распространенных проблем: переполненность школьных классов; нехватка оборудования для освоения информационных технологий; перегруженность учителей, которые не могут справиться с большим количеством учеников, что зачастую сказывается на их здоровье и качестве обучения. Еще одной серьезной проблемой является нехватка учителей-предметников, в результате чего уроки часто ведут так называемые заместители (учителя, временно замещающие отсутствующего специалиста). Во многих районах Англии ситуация с государственным образованием является совершенно неудовлетворительной. Школам не хватает денег. И это при том, что все работающие граждане Великобритании, вне зависимости от того, есть ли у них дети школьного возраста или нет, платят за образование посредством налогов. Для безработных, которые не платят налогов, государственное образование является полностью бесплатным. Впрочем, самые большие нарекания вызывает крайне низкий уровень преподавания в государственных школах. В основном именно это обстоятельство заставляет многих родителей изыскивать возможность давать своим детям частное образование.
В Великобритании существует сложившаяся система частных школ. И хотя частное образование стоит дорого, многие родители, даже с невысокими доходами, стараются отдать своих детей учиться в частные школы, так как хотят быть уверенными в том, что их отпрыски получат если не лучшее, то, по крайней мере, достойное образование.
Стоимость частного образования неодинакова в разных школах и зависит от ряда факторов: местоположения школы, уровня образования, имени и престижности (обучение в известных школах и колледжах со сложившимися традициями, как правило, стоит дороже), а также типа школы. Различают два основных типа школ: школы с проживанием и школы дневного посещения. Школы с проживанием обычно стоят дороже, так как там ученики не только учатся, но и живут с понедельника по пятницу, возвращаясь домой на выходные и каникулы. Для наглядности можно сравнить стоимость обучения в различных частных школах. Средняя стоимость обучения в школе дневного посещения, расположенной в Лондоне или ближайшем пригороде, составляет примерно 7—9 тысяч фунтов стерлингов в год. Школа, расположенная в Центральном Лондоне, обойдется дороже, как, впрочем, и все, что находится в центре столицы. Средняя стоимость обучения в школе с проживанием составляет от 16—17 тысяч фунтов в год и выше. Обычно принято вносить плату частями, по триместрам. Например, средний размер триместрового платежа в школе дневного посещения стоимостью 8 тысяч фунтов в год составит приблизительно 2300 фунтов. Родители нередко жалуются, что размер платежей из года в год постоянно растет. Есть и еще одна особенность: чем дороже и престижнее школа, тем дороже стоит школьная форма. Нормальная цена школьного блейзера или пиджака для мальчика 12—14 лет составляет 75—80 фунтов. В некоторых школах, помимо пиджака, требуются еще и особые рубашки, а также особая форма для занятий физкультурой. В целом, средняя стоимость школьной формы может доходить до 200 и более фунтов.
По сравнению с частными, государственные школы не столь требовательны к внешнему облику своих учащихся. Форма для государственных школ недорогая, и ее можно купить в любом крупном универмаге.
Закономерен вопрос: кто же может позволить себе частное образование и каков среднегодовой доход рядовой английской семьи? Заработная плата квалифицированного специалиста в Лондоне составляет в среднем 20—27 тысяч фунтов стерлингов в год. Исключение представляют юристы и врачи: их зарплата может доходить до 50—100 тысяч фунтов и более.
http://www.polit.ru/article/2005/08/23/martin/