Является ли кузов автомобиля агрегатом?В последнее время благодаря бесчисленным переменам, инициированным ГАИ, в законодательстве возникла настоящая путаница, и многие требования сотрудников ГАИ на самом деле являются бессмысленными или противоречащими здравому смыслу или закону
Знаете ли вы, что независимо от причины остановки работник милиции обязан назвать водителю суть совершенного правонарушения?
Несмотря на то, что по инициативе ГАИ в Закон «О милиции» внесли около десятка всевозможных «причин» для беспричинных остановок, там сохранилось требование, согласно которому работник милиции обязан сообщить водителю о причине остановки и о сути совершенного им правонарушения.
Несмотря на то что в законе «О милиции» свод причин для остановок водителей сотрудниками ГАИ существенно расширился, проверять документы у автовладельцев стражи порядка могут только при подозрении последних в совершении правонарушенийА так как в соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона «О милиции» работники милиции имеют право проверять у граждан документы только при подозрении в совершении правонарушений, в случае остановки под надуманными предлогами проведения «операций», «отработок» и «оперативных планов» ГАИ в принципе не имеет права требовать от водителей предъявления документов.
Аналогичное требование содержится и в Поручении Президента Министру внутренних дел от 01.09.2011, согласно которому работникам милиции необходимо постоянно разъяснять, что они обязаны сообщать водителям причину остановки и суть совершенного правонарушения.
Знаете ли вы, что работник ГАИ не имеет права требовать от водителя открыть капот?Подавляющее большинство гаишников сразу же после проверки документов требуют от водителя открыть капот. Свои требования они обосновывают пунктом 2.4 б) Правил, согласно которому водитель обязан предоставить работнику милиции возможность проверить номера агрегатов. Но в настоящее время выполнить это требование невозможно.
Формально законодательство не разъясняет, что такое агрегат, но это слово вполне можно найти в словаре. По мнению Института языковедения им. О. О. Потебни НАН Украины, наиболее однозначно данное слово толкует «Толковый словарь иноязычных слов» Л. П. Крысина (2007 г.), согласно которому агрегат — это:
1.Соединение для общей работы двух или нескольких разнотипных машин.
2.Часть какой-нибудь машины, которая предназначена для выполнения определенных операций и может быть полностью заменена другой такой же частью (например, двигатель или коробка передач автомобиля).
Таким образом, на легковых автомобилях имеется только один номерной агрегат — двигатель. Но номер двигателя в свидетельство о регистрации сейчас не вписывается, так что проверить его в дороге невозможно. Кузов же агрегатом не является по определению, соответственно, проверка его номера работниками ГАИ ни одним нормативно-правовым актом не предусмотрена.
Институт украинского языка и Институт языковедения Национальной Академии Украины на наши запросы дали одинаковые ответы: кузов автомобиля согласно определению не может считаться «агрегатом автомобиля»Подтверждают это и специалисты Института украинского языка НАН Украины, по заключению которых ни кузов, ни кабина, ни рама автомобиля агрегатами не являются. Более того, согласно ст. 30 Конституции не допускается проникновение в жилище или другое владение лица (в том числе и в автомобиль), проведение в них осмотра или обыска, иначе как по решению суда. Аналогичное требование содержится и в новом Уголовно-процессуальном кодексе. Так что требование открыть капот является незаконным и выполнять его никто не обязан.
Знаете ли вы, что в соответствии с требованиями Правил водитель мопеда не обязан иметь при себе водительское удостоверение?В соответствии с требованиями пункта 2.4 ПДД, по требованию работника милиции водитель должен предъявить для проверки документы, указанные в пункте 2.1. При этом в п. 2.1 сказано, что иметь при себе удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории должен водитель механического транспортного средства.
В то же время в п. 1.10 ПДД, где раскрывается значение терминов, приведенных в Правилах, сказано, что мопед — это двухколесное транспортное средство, которое имеет двигатель с рабочим объемом до 50 куб. см или электродвигатель мощностью до 4 кВт. Таким образом, о том, что мопед является механическим транспортным средством, в Правилах прямо нигде не сказано. (Относительно мотоцикла, например, прямо прописано, что это двухколесное механическое транспортное средство.)
Таким образом, исходя из буквы Правил, водитель мопеда не обязан иметь при себе права.
Знаете ли вы, что прапорщики не имеют права выписывать постановления о наложении штрафа за нарушение Правил?В соответствии со ст. 222 Админкодекса рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать соответствующие взыскания по статьям 121–123, 125–127, 1331 (за исключением тех нарушений, решения по которым компетентен принимать суд), имеют право работники ГАИ, имеющие специальные звания. Перечень специальных званий, которые присваиваются работникам органов внутренних дел, приведен в Положении о прохождении службы рядовым и начальствующим составом органов внутренних дел, утвержденном постановлением Кабмина №114 от 29.07.1991. Так вот, этим положением предусмотрены специальные звания прапорщика и старшего прапорщика только внутренней службы (служащие внутренних войск), тогда как для работников милиции таких специальных званий не предусмотрено.
А это означает, что в соответствии с законом за нарушение Правил дорожного движения прапорщики, одетые в милицейскую форму, имеют право только составлять протоколы, тогда как выписывать постановления о наложении штрафа — вне их компетенции.
Знаете ли вы, что в соответствии с приказом МВД №111, измеритель скорости TruCam находится вне закона?В соответствии с п. 17.10 приказа МВД №111 от 27.03.2009, работникам ГАИ запрещается использовать во время несения службы технические средства и приборы, которые не сертифицированы в Украине.
В то же время в настоящее время отсутствует какая-либо информация о проведении сертификации в Украине и выдаче сертификата соответствия на прибор TruCam LTI 2020, используемый подразделениями ГАИ. Данный прибор имеет сертификат утверждения типа средств измерительной техники, выданный Минэкономразвития и торговли, а также экспертное заключение, зарегистрированное в Государственной службе специальной связи и защиты информации, на которое обычно ссылается ГАИ. Но это заключение касается не самого прибора в целом, а лишь его механизма технической защиты информации.
Таким образом, в соответствии с вышеупомянутым приказом МВД №111 сотрудники ГАИ не имеют права использовать TruCam в своей работе до его сертификации в Украине.
Это далеко не весь перечень удивительных фактов отечественного законодательства, так что к их изучению мы вернемся в следующем номере журнала «АвтоМир».
АВТОР: владимир шляховой
http://www.chip.ua/stati/nauka-i-tehnika/2013/02/yavlyaetsya-li-kuzov-avtomobilya-agregatom