Мера хорошая, но запоздалая. И вот почему.
Отмены пошлины мало
Кабмин ввел спецпошлины еще в 2013 году. С тех пор они несколько раз менялись, и на сегодня их размер таков:
— С объемом двигателя от 1 до 1,5 литра — 2,15%;
— С объемом двигателя от 1,5 до 2,2 литра — 4,32%.
Спецпошлина распространяется только на автомобили с бензиновыми двигателями.
«Отмена спецпошлины кардинально ничего не изменит. Главная „пошлина“, которая обвалила продажи автомобилей в Украине, — это обесценившаяся гривна», — говорит Олег Назаренко, глава Всеукраинского объединения автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД).
После отмены спецпошлины самый дешевый европейский автомобиль в Украине — Renault Logan — подешевеет всего на 2%. Это — около 5 000 гривен. «Очищенный» от пошлин Logan в нашей стране будет дороже, чем в Польше. Как и другие импортные машины.
За что платим
Разница в цене в основном связана с налогами и сборами. Кроме специальной пошлины, в Украине действуют еще несколько импортных налогов:
— Импортная пошлина — 10%;
— Временный импортный налог — 5%;
— Акцизный сбор — от 0,06 до 2,21 евро за 1 кубический сантиметр объема двигателя нового авто.
На деле это выглядит так. Например, импортер купил новый автомобиль с 1,5-литровым двигателем за 10 тыс. евро. Чтобы его растаможить, нужно будет заплатить:
— Импортную пошлину — 23 910 грн.;
— Временную пошлину — 11 955 грн.;
— Акцизный сбор — 2260 грн.;
— НДС (от таможенной стоимости 20%) — 56 470 грн.
Всего — 99 735 грн. То есть, еще около 4 000 евро, или 40% стоимости автомобиля.
Чтобы сделать автомобили более доступными, нужно отменить еще два сбора — временный пятипроцентный и постоянную пошлину на импорт. «Отказаться от последней будет сложно. Она прописана в соглашении об ассоциации с ЕС, которое уже ратифицировали парламенты многих стран Европы. А вот от 5-процентного налога можно отказаться. И на этом тоже будет настаивать ВТО», — поясняет Назаренко из ВААИДа.
Спор по поводу временного сбора ВТО уже рассматривает. «По нашим прогнозам, под давлением ВТО спецпошлина и импортный сбор будут отменены в сентябре. В худшем случае — с начала 2016-го. Как следствие, автомобили могут подешеветь до 10%, что очень много в нынешних условиях», — уверен Артем Ткаченко, председатель правления одной из крупнейших автомобильных компаний Украины «ВиДи АвтоСити».