Из выбросов родятся гибриды // За "киотские" деньги купят экологичные машины
Кабинет министров намерен направить 4-5 млн евро, полученные от продажи Японии углеродных единиц, на обновление парка патрульных автомобилей МВД. Планируется заменить 2 тыс. машин марок ВАЗ и УАЗ на японские бензиново-электрические гибриды Тоуоta Prius по цене $35-43 тыс. Японская сторона одобряет проект при условии утилизации устаревших моделей. За счет сделки Япония намерена увеличить спрос на электроавтомобили на украинском рынке, считают эксперты. В пятницу в МВД объявили о достижении предварительной договоренности с японской правительственной организацией NEDO о реализации проекта по замене автопарка ведомства за счет средств, полученных от продажи Японии части госквоты на выбросы парниковых газов. По словам заместителя главы МВД Дмитрия Вороны, в рамках схемы "зеленых" инвестиций будет заменено 2 тыс. патрульных машин марок ВАЗ и УАЗ на новые автомобили Toyota Prius с бензиново-электрическим двигателем Hybrid Synergy Drive. Напомним, Кабмин подписал договор с Японией о продаже 30 млн единиц установленного количества (ЕУК=1 т СО2) по цене 10 евро/т в марте 2009 года.
Парк легковых автомобилей МВД составляет 12,7 тыс. машин, из которых 30% нуждаются "в немедленной замене". "Это автомобили, введенные в эксплуатацию 20 лет назад с расходом топлива 12-17 л/100 км. Ежегодно каждый такой автомобиль выбрасывает в атмосферу 27,5 т диоксида углерода",– отмечается в сообщении МВД. По расчетам ведомства, замена старых машин сократит ежегодное потребление бензина на 16 тыс. т, а затраты на покупку топлива снизятся на 162,7 тыс. грн. "Автомобили-гибриды, помимо бензинового бака, имеют встроенный энергогенератор, который заряжается в процессе езды, после чего двигатель перестает потреблять бензин и переходит на электроэнергию. Замена 2 тыс. машин позволит сократить эмиссию парниковых газов на 54,5 тыс. т в год",– сказал Ъ источник в МВД, близкий к переговорам. Сумма "киотских" средств, которую планируется потратить на закупку новых автомобилей, не разглашается. По данным "Toyota Украина", цена модели Prius в зависимости от комплектации варьируется в пределах $35,2-43,2 тыс. (24,7-30,3 тыс. евро). "Стоимость проекта просчитывается. По предварительным данным, она составит не менее 4-5 млн евро",– сообщил собеседник Ъ. В NEDO поддержат проект при условии утилизации устаревших автомобилей.
Эксперты отмечают, что соглашение о замене устаревшего автопарка не противоречит Киотскому протоколу. "Де-юре нарушений нет. Однако существуют более энергоэффективные проекты. Кроме того, прежде чем сообщать о покупке автомобилей у конкретной компании, нужно соблюсти тендерную процедуру",– сказал независимый эксперт Тарас Бебешко. "Если бы Японии не был выгоден проект, она бы его не утвердила. Есть более острые проблемы, чем автопарк МВД, по которым Украина нуждается в сокращении эмиссии. Тем более что энергосберегающий эффект этого проекта минимален,– считает директор фонда Carbon Investment Украина Виталий Федорченко.– Скорее речь идет о государственной рекламной кампании. Именно так правительство Японии повышало спрос на гибриды. Украине это выгодно, поскольку мы обязаны освоить средства до конца 2012 года и готовы брать любые проекты".
По словам начальника отдела маркетинга и планирования "Honda Украина" Александра Подолянко, правительство намерено стимулировать рост спроса среди украинцев на гибридные автомобили. "Таких известных марок всего две – Тoyota Prius и Honda CR-Z. Они очень плохо продаются на рынках Украины и России, поскольку потребители не готовы тратить деньги на неизвестный товар. Кроме того, эти машины дороже традиционных и у нас не предусмотрен механизм компенсации за покупку экологических машин",– отмечает он. "Сейчас такие машины покупают те, кто осознает важность сокращения выбросов, или те, кто следует модным трендам. Продажи Prius в Украине не превышают 10-15 автомобилей в месяц. Думаю, этот сегмент авторынка станет популярен лет через 5, а пока речь идет о проекте, который увеличит продажи компании Toyota",– говорит директор по стратегическому и корпоративному развитию концерна "Нико" (импортер Mitsubishi) Максим Рабинович.
Мария Цатурян
источник