И как этот документ изменит жизнь автомобилистов. Интервью с главой КП «Киевпарктранссервис» Андреем Дудко
Глава МинЖКХ Геннадий Темник внес на рассмотрение правительства документ, который может сильно изменить жизнь автомобилистов. Проект закона предполагает два важных нововведения: высокие штрафы для тех, кто привык не платить за парковку, и серьезное увеличение числа паркомест местными администрациями. По словам источника Forbes, знакомого с итогами последнего заседания Кабинета министров, 6 марта правительство проект Темника одобрило.
Автомобилистам документ вряд ли понравится, и не только из-за штрафов. Если парламент примет этот закон, парковщики получат право блокировать колеса неплательщиков, и с помощью ГАИ даже смогут отправлять машины на штрафплощадки.
Кому новшества сыграют на руку? Владельцам парковок и, в первую очередь, крупнейшему игроку на этом рынке – Киевскому коммунальному предприятию «Киевпарктранссервис». Оно контролирует четверть парковок в украинской столице и все официальные парковки в центре Киева. Глава этого ведомства Андрей Дудко рассказал Forbes, как новые правила повлияют на жизнь киевских автомобилистов, где в столице появятся перехватывающие парковки и почему стоянка в центре города стоит 10 гривен в час.
– Как выглядит рынок парковки в Киеве, если такое словосочетание уместно?
– Наше коммунальное предприятие сегодня эксплуатирует около 24 000 паркомест – на дневных и ночных парковках (организованных стоянках авто). Еще около 70 000 контролируются частными предприятиями, не всегда легальными. У части предпринимателей либо закончился срок аренды земли, либо не оформлены надлежащим образом земельные отношения и т д. Оператором всех дневных парковок в центре столицы – а это 5500 паркомест – являемся мы.
– И сколько составляет ваша доля рынка в деньгах?
– В прошлом году наш доход составил 65 млн гривен. Из них 45 млн гривен мы в виде налогов заплатили в бюджет.
Что нового
– Законопроект предлагает, чтобы количество парковочных мест в столице составляло не меньше 10% от численности населения. То есть, если он будет принят Верховной радой, суммарное число паркомест должно увеличиться до 300 000. За счет чего вы планируете расширяться?
– Частично – за счет организации новых парковок на дорожной части, еще часть – за счет строительства крытых паркингов. Мы надеемся, что новый закон сможет увеличить интерес инвесторов к их строительству. Но, в любом случае, прирост парковочных мест произойдет не за год.
– Одна из идей законопроекта – введение штрафов для водителей за неуплату парковочного сбора. Как вы собираетесь взимать эти деньги? Этим будет заниматься ГАИ, парковщики или специально для этого будет создана очередная госструктура?
– Нет. Согласно проекту закона, решать, кто будет составлять протоколы об административных нарушениях, будут органы местного самоуправления. Мы надеемся, что эти полномочия будут предоставлены сотрудникам нашего предприятия. Рассматривать админпротоколы и накладывать штрафы будут админкомиссии при исполнительных органах местных советов.
– Еще документ предлагает штрафы и для самих парковщиков – за нарушение правил обустройства парковок. Вы говорите, что сейчас все дневные площадки в центре столицы контролируете вы, но большинство из них не оборудованы паркоматами. Будете штрафовать сами себя?
– Нет. Следить за обустройством парковок будет инспекция государственного архитектурно-строительного контроля. И мы полностью поддерживаем эту норму. Существует много «серых», нелегальных парковщиков, которые одевают жилеты и взимают плату, но не имеют кассовых аппаратов и не являются нашими сотрудниками. Мы боремся с этим и активно ведем работу по наращиванию количества паркоматов. Уже до конца 2013 года мы планируем полностью закрыть нашу потребность в них, докупив еще 120 штук. С начала 2012 года мы приобрели уже 87 паркоматов.
– Сколько это будет стоить бюджету?
– Мы закупаем паркоматы за собственные средства, без использования бюджетных средств. Точную сумму сказать не могу.
– Почему? Нужно 120 паркоматов умножить на стоимость одного и все.
– Оно, конечно, так, но стоимость паркомата может сильно варьироваться. К примеру, когда мы начали закупки паркоматов, то изначально нам предложили цену в 100 000 гривен за штуку. Мы посчитали, что это дорого, и в результате смогли найти предложение у украинских производителей по цене 46 000 гривен за штуку. Исходя из этого, примерная сумма, необходимая для закупки паркоматов, составляет 5,5 млн гривен. Плюс затраты на установку и подключение.
Все по местам
– Возвращаясь к теме штрафов для водителей – они будут высокими: от 8 до 12 не облагаемых налогом минимумов, то есть от 136 до 204 гривен. Но сегодня в центре Киева размер парковочного сбора и без того достаточно высокий – 10 гривен в час. Это серьезная для многих автомобилистов сумма, чем она обоснована?
– В странах ЕС тариф за парковку привязан к стоимости одного литра бензина. В Украине в тариф входит себестоимость производства, административные затраты, рентабельность, парковочный сбор и НДС.
– Но себестоимость производства парковки, скажем, на крайней правой полосе проезжей части, практически нулевая?
– Нет, в себестоимость производства входит зарплата обслуживающего персонала, затраты на организацию и обслуживание парковочных площадок, то есть установка паркоматов, знаков, ремонт дорожного покрытия и т.д.
А главное даже не в этом. Цены на парковку в центре и должны быть такими высокими, запретительными, чтобы у водителей был стимул оставлять машины на въезде в город, возле метро и перехватывающих парковок, и ехать в центр на метро. Это экономический метод воздействия на водителей, и других рычагов влияния на ситуацию нет.
– Кстати, о перехватывающих парковках. Их планировали построить еще в 2011 году, и это действительно решило бы многие проблемы, но прогресса до сих пор нет.
– Это – именно то, почему мы очень поддерживаем этот законопроект. Инвесторы не будут строить парковки, пока у них не будет уверенности, что их паркинги будут пользоваться спросом. А такой уверенности не будет, пока водители смогут парковаться в центре, не платя за это, и при этом избегать штрафов.
Но одну перехватывающую парковку мы все же построили, причем за коммунальные средства. Это паркинг возле станции метро «Ипподром», который мы планируем ввести в эксплуатацию уже в конце текущего месяца. Она будет оборудована въездным/выездным терминалом, информационным табло, который будет показывать количество свободных мест на этаже и т.д.
– И какова стоимость этого паркинга?
– До 500 000 гривен – очень немного. Сейчас мы готовим документы по землеотводу и готовим на инвестиционный конкурс еще 7 площадок под паркинги, на которые уже в нынешнем году надеемся привлечь инвесторов.
– Где именно?
– На Оболонском проспекте, подземный паркинг на проспекте Глушкова, 1, на метро «Сырецкая» и т.д.
– Но, если тарифы на них будут такие же, как в центре, то вряд ли они будут пользоваться популярностью…
– Да, это так. К примеру, стоимость парковки в третьей зоне, в которой расположен паркинг на станции метро «Ипподром», сейчас 5 гривен в час. Мы понимаем, что такую сумму платить никто не будет, и вынесли на рассмотрение Киевсовета вопрос о разрешении установить там тариф на уровне 11 гривен за день. Мы считаем, при таком тарифе спрос на этот паркинг значительно возрастет.
http://forbes.ua/nation/1348956-zachem- ... ign=Forbes