Текущее время: 19 июн 2025, 18:55

Часовой пояс: UTC + 2 часа




Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 14 июл 2011, 18:50 
Не в сети
Борец
Аватар пользователя

Зарегистрирован: 23 дек 2010, 22:04
Сообщений: 6489
Откуда: LT
Авто: Sonata NF 2.0 CRDi
Город: Вильнюс
http://autopravda.in.ua/pravo/214-2011-07-14-07-53-28
Цитата:
Теперь каждый имеет право на бесплатную юридическую помощь от государства
14 Июль 2011
Добавил(а) Кикер Алексей


Принятый 2 июня Закон „О бесплатной юридической помощи” стал долгожданным и принципиальным для современной Украине. Ведь Конституцию Украины, которую многие называли громким прилагательным „европейская”, до сих пор не имеет такого же „европейского” механизма реализации её положений. В первую очередь, речь идет о правах и свободах граждан, и соответственно о гарантиях их защиты и реализации. Многие эпизоды истории Украины последнего десятилетия демонстрируют хилые, но все же попытки украинцев строить гражданское общество с демократическими государственными и негосударственными институтами.

К элементам демократического государства относится и право человека на юридическую помощь. Не зря ведь право на помощь такого типа вынесена на наивысший уровень, конституционный. А право, допустим, на помощь психологическую там отсутствует. Право на юридическую помощь сформулировано в статье 59 Конституции и является базовым не только для современного украинца любого достатка и социального уровня (что доказывают последние уголовные дела против политиков), но и для правосудия в целом, открывая дорогу для деятельности такой организации, как адвокатура, и соответственно её членов – адвокатов.

Хоть и нормы Конституции являются нормами прямого действия, но судебная система не спешила и не спешит их применять, указывая лишь на отсутствие законов, раскрывающих механизм действия этих норм. В первую очередь право человека на юридическую помощь важна в тех ситуациях, в которых человек сталкивается с „государственной машиной”. С ней ведь на равных мало кому по зубам, а вот при помощи специалиста и механизма его привлечения – уже проще. Для того чтобы показаться правовым и социальным государство Украина ограничить себя во всем не может, но создать механизмы реализации своих прав гражданами, вполне может. Именно на это направлен новый закон.

Заслуга этого закона начинается с того, что наконец-то юридическая помощь и юридическая услуга получает свое определение на законодательном уровне. Отсутствие такого определение играло против людей, которые на основании норм прямого действия не моли воспользоваться правами, а государству и власти соответственно это была на руку. В первую очередь, такую неопределенность использовали суды, которые отказывали по тем или иным причинам нуждающимся в получении юридической помощи, даже для защиты своей жизни и свободы.

Так вот юридической помощью согласно этому закону является предоставление юридических услуг, направленных на обеспечение реализации прав и свобод человека и гражданина, защиты этих прав и свобод, их возобновление в случаи нарушения. Хоть норма этой статьи и указывает на то, что такая терминология в этом значении используются лишь для Закона „О бесплатной юридической помощи”, но это вовсе не значит, что такое определение не будут использовать и в других сферах правоотношений. Основная смысловая нагрузка в таком определение направлено на цель предоставления юридической помощи в виде юридических услуг, на обеспечение реализации, защиты и возобновление в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина. Как вы заметили об организациях, предприятиях или юридических лицах в нем речи не идет. В общем-то, это правильно, как видим из преамбулы закона, его положения определяют суть права на бесплатную юридической помощи, которую могут получать лишь физические лица.

Под юридической помощью теперь принято понимать:
предоставление юридической информации, консультаций разъяснений по юридическим вопросам;
составление заявлений, жалоб, процессуальных и иных документов юридического характера;
представительство интересов лица в судах, других государственных органах, органах местного самоуправления, перед другими лицами;
обеспечение защиты от обвинения;
предоставление лицу помощи в обеспечении доступа к вторичной юридической помощи и медиации.
Это же определение важно тем, что теперь имеем пусть не идеальную, но все же классификацию юридических услуг, какими они бывают и могут быть.

А под бесплатной юридической помощью согласно этому закону следует понимать такую помощь, которая гарантируется государством и полностью или частично предоставляется за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов и других источников. Но не стоит радоваться преждевременно, не вся юридическая и не для всех будет бесплатной.

Дело в том, что бесплатная юридическая помощь делиться на две части, первичную помощь могут получить все лица, находящиеся под юрисдикцией Украины, а вторичную помощь могут получать лишь отдельные категории лиц. То есть, все люди, находящиеся на законных основаниях на территории Украины абсолютно бесплатно могут получить юридическую помощь в виде:
предоставления юридической информации;
предоставления консультаций и разъяснений по юридическим вопросам;
составление заявлений, жалоб и других документов юридического характера (кроме документов процессуального характера);
предоставление помощи в обеспечении доступа к вторичной юридической помощи и медиации.
К последнему виду вернемся, когда будем рассматривать соответственно вторичную помощь, а для начала разберем первые три. Так вот, каждый человек может обратиться с письменным обращением в орган исполнительной власти и местного самоуправления в соответствии с его компетенцией и на протяжении 15 дней с момента получения обращения такой орган должен её предоставить. Под юридической информацией, согласно статье 17 Закона „О информации”, принято понимать любые сведенья про право, его систему, источники, реализацию, юридические факты, правоотношения, правопорядок, правонарушения и борьбу с ними, и их профилактику и т.п. К источникам юридической информации относят Конституцию Украины, иные законодательные и подзаконные нормативно-правовые акты, международные договора и соглашения, нормы и принципы международного права, а также ненормативные правовые акты, сообщения СМИ, публичные выступления, другие источники информации по юридическим вопросам. Фактически в большей степени юридическая информация сводится к действующей нормативно-правовой базе, хотя как видим из определения, не только.

Если же лицу требуются разъяснения или консультации по юридическим вопросам, а в большинстве случаев речь идет о разъяснении положений нормативно-правовых актов и механизмов их применения, то он обращается в орган в соответствии с его компетенции с таким же письменным обращением. Проблема возникает лишь одна, как человеку узнать о том органе, в компетенцию которого входит решение таких вопросов, ведь этот момент законом не урегулирован. Но если направить соответствующее обращение о получении такой юридической информации в Министерство Юстиции Украины, думаю, это будет наиболее логичным шагом, так как этот орган определяет юридическую политику государства. На такое обращение орган обязан предоставить на протяжении 30 дней с момента его получение. А это значит, что государственным органам теперь не удастся прикрываться типовым ответом с рекомендацией обратиться за консультацией в адвокатуру, теперь и государство обязано такие консультации предоставлять, тем более бесплатно. Таким образом, теперь имеем гарантированный доступ к разъяснениям, например, положений законодательства о законности досмотра или обыска автомобиля на дороге, или обязанности водителя исполнять любые требования инспектора ГАИ.
Что касается составления документов юридического характера, то здесь видим достаточно существенное исключение. Бесплатно составлять Вам процессуальные документы (для суда) не будет (в порядке получения первичной юридической помощи). А это значит, что все же жалобу на действия инспектора ГАИ, например, в прокуратуру Вам составить обязаны.

Касательно доступа к вторичной юридической помощи, то здесь следует понимать его как разъяснение порядка, субъектов юридической помощи и субъекта права на юридическую помощь. О медиации нет смысла вести речь в этой статье, да и для Украины и её людей это если и перспектива, то очень далекая. Вторичная бесплатная юридическая помощь направлена на создание равных возможностей для доступа людей к правосудию. Это значит, что люди, которые самостоятельно не способны реализовать свое право на юридическую помощь, в большей степени по причине нехватки финансов, а значит в основном это социально незащищенные лица (дети, дети-сироты, бездомные дети, дети, пострадавшие от насилия в семье, беженцы, ветераны войны), обеспечиваются ею при активном участии государства. При таком же активном участии обеспечивается и бесплатная юридическая помощь для всех людей, находящихся законно на Украине, если:
· касательно них применено административное задержание или административный арест. Такие лица имеют право на помощь в форме представительства в правоохранительных органах и судах, и составления процессуальных документов;
· они подозреваются в совершении преступления и задержаны органами дознания или следствия. Такие лица имеют право на помощь в форме защиты от обвинения;
· касательно них применено меру пресечения взятие под стражу. Такие лица имеют право на помощь в форме защиты от обвинения и только на протяжении 72 часов с момента задержания;
· преступление, в котором они обвиняются, участие защитника обязательно согласно процессуальному закону. Такие лица имеют право на помощь в форме защиты от обвинения и составления процессуальных документов;
· касательно них судом рассматривается дело об ограничении дееспособности или признании такого лица не дееспособным, а так о возобновлении такой дееспособности. Такие лица имеют право на помощь в форме представительства в правоохранительных органах и судах, и составления процессуальных документов;
· касательно них судом рассматривается дело о предоставлении психиатрической помощи в принудительном порядке. Такие лица имеют право на помощь в форме защиты от обвинения и составления процессуальных документов, но лишь на протяжении рассмотрения дела в суде.

Вторичная бесплатная помощь предоставляется не только гражданам Украины, но и иностранцам в случае заключения и ратификации Украиной с соответствующими странами договоров о юридической помощи.

В результате видим существенные изменения в сфере защиты прав и свобод граждан, в первую очередь, в моменты, в которых человеку наиболее сложно принять решение и выполнить какие-либо действия, и в которые происходят наиболее существенные злоупотребления со стороны должностных лиц правоохранительных органов. Ведь теперь задержанное или арестованное в административном порядке лицо будет иметь возможность представительства своих интересов в компетентных органах профессиональным юристом и на составление процессуальных документов, в первую очередь апелляций на постановление об административном аресте или жалобу на незаконное задержание. Правда не совсем понятным остается момент с формулировкой такой помощи как представительство интересов, ведь Кодекс об административных правонарушениях знает лишь понятие защиты, а представительство это в большей степени гражданско-правовой институт.

Важным моментом стало обеспечение подозреваемому в уголовном преступлении защиты от обвинения, ведь именно на этой стадии люди под серьезным давлением сотрудников милиции по незнанию делают поступки, которые на следующих стадиях процесса уже сложно исправить. Не менее важным является гарантия предоставления защиты от обвинения лицу, касательно которого применено взятие под стражу. Очень часто такую меру пресечения суды выбирают человеку без всяких на то оснований, проявляя солидарность с прокуратурой и лишний раз перестраховываясь. Поэтому бесплатная и гарантированная юридическая помощь в таком случае будет более чем своевременной. Все остальные пункты предоставления помощи следует расценивать аналогично.

Предоставлять такую вторичную юридическую помощь будут специально созданные для этого центры и адвокаты, включенные в реестр адвокатов, предоставляющих бесплатную юридическую помощь на постоянной или временной основе.

В результате этот закон открывает и предоставляет достаточно серьезный инструментарий для человека, хотя и живущего в ХХІ веке, но все же в постсоветском государстве. С одной стороны, это возможность гарантировано получить информацию об отечественной правовой системе, законодательстве, о механизмах их реализации в конкретной жизненной ситуации, в которую попал человек, возможность более „качественно” жаловаться на недобросовестных чиновников. С другой же – серьезные гарантии для человека, в первую очередь его жизни и свободы от безосновательных или даже преступных действий сотрудников правоохранительных органов или судебной системы.

Автомобилист все эти новшества может реализовывать по-разному. Как в виде получения разъяснений прав и обязанностей инспекторов ГАИ, установки знаков, светофоров и дорожной разметки, возможности в дальнейшем все это использовать при защите своих прав во время обжалования действий или актов ГАИ в суде, либо получать достаточные с точки зрения юриспруденции формы жалоб для восстановления своей репутации. Так как закон является действующим с 9 июля, то уже сейчас можно пробовать воспользоваться достоинствами и недостатками, заодно и проверить, насколько он действенный, чем и займется Автоправда. Но история украинского законотворчества более чем грустная, даже при написании нужных и „правильных” законов механизмы их реализации страдают на обе ноги. Посмотрим, как будет в этот раз…

_________________
Помощь с LT авто: покупка, продажа, перерегистрация, техосмотр, страховка, доверенность, регистрация предприятий в Литве. Временный ввоз нерезидентам, ввоз авто на з/ч.
e-mail: [email protected].
Мой видеоканал: http://youtube.com/yuralful, мой сайт: http://bespredeldai.at.ua


Вернуться наверх
 Профиль  
Ответить с цитатой  
Показать сообщения за:  Сортировать по:  
Начать новую тему Ответить на тему  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 2 часа


Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 46


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron