Право мне очень не хотелось бы в данной теме заниматься ликбезом…
Хотя для многих, то, что я напишу – прописные истины.
Однако, прежде всего, надо определиться с терминами и определениями. Есть много определений термина «предпринимательство», один из которых, на мой взгляд, самый верный: предпринимательство – это вид регулярной экономической деятельности, направленной на получение максимальной выгоды, производимой на свой страх и риск, собственными ресурсами. (кстати, не следует путать предпринимательство и менеджмент)
Для того, что бы успешно вести бизнес, надо составить элементарный бизнес-план!
Некоторые думают что, купив или взяв в аренду киоск на рынке или какой нибудь транспорт, они автоматически становятся предпринимателями? Формально – да, но только иметь средства производства и даже некоторый оборотный капитал мало, надо еще обладать определенными знаниями и навыками, а главное кроме этого, иметь еще и предпринимательскую жилку, впрочем имея предпринимательскую жилку, некоторые умудрялись стартовать и без ресурсов. Кстати некоторые исследователи утверждают, что предпринимательской жилкой обладают не более 5% людей!
Теперь о некоторых заданных вопросах (тем более некоторые из них опосредованно имеют отношение к наименованию темы)
Прежде всего - не Кужель в свое время «прилепилась» к предпринимателям, а общественные организации предпринимателей (далее по тексту – предприниматели) начали сотрудничать с Кужель, после ее назначения на должность председателя Государственного комитета Украины по вопросам развития предпринимательства (Госкомпредпринимательства), как с единственным чиновником такого уровня, который не на словах, а на деле, сделал шаг навстречу предпринимателям. Это по предложениям предпринимателей, с помощью Кужель, был введен единый налог. Это по предложению предпринимателей, при активной помощи Кужель, Кучмой был подписан Указ № 817/98 от 23.07.98 г. о регламентировании проверок контролирующими органами. Уже только за это предприниматели должны поставить Александре Кужель памятник уже при жизни!!!
Если кто помнит, то к концу девяностых практически весь малый бизнес находился в тени, под крышей бандитов или ментов. А после прихода Кужель, предпринимательство получило новый импульс развития.
Это именно Кужель ввела в законодательство Украины известный во всем мире термин «регуляторная политика», который правда нынешней властью превращен в цирк.
Теперь о роли объединений предпринимателей.
Украина в свое время ратифицировала международные конвенции (а они, как известно, имеют приоритет на национальным законодательством), разработанные МОТ (Международной Организацией Труда), касающиеся, в том числе и регуляторной политики. Так вот согласно этим документам, государство должно передать часть своих полномочий саморегулирующимся организациям соответствующих отраслей.
Например, у нас, лицензирование всех видов деятельности, ведут только государственные органы. А во всем мире этим занимаются специализированные органы при профессиональных объединениях работодателей. Т.е. «правила игры» на рынке разрабатывают, внедряют и контролируют сами предприниматели. Ну, кто лучше знает, как правильно класть кирпичи – чиновники или сами строители?
Правда у нас все это принимает извращенные формы. Из-за непонимания предпринимателями этих прописных истин регуляторной политики, они (с основной своей массе) игнорируют объединения предпринимателей и предпочитают «отсиживаться каждый в своем окопе» считая, что проще давать взятки для «решения вопросов».
А чиновникам только это и надо. Например, согласно 906 Указа, все регуляторные акты перед их принятием должны пройти рассмотрение в организациях предпринимателей и обсуждены на координационных советах по развитию предпринимательства, которые должны быть созданы при всех органах власти. Так власть вводит в эти Советы представителей либо «от фонаря», либо от искусственно созданных лжепредпринимательских структур.
Впрочем, это настолько специфично, что вам, пожалуй, неинтересно.
И в качестве последнего примера предложу вашему вниманию фрагменты моего давнего выступления в присутствии Кучмы на Всеукраинском совещании малого и среднего бизнеса в Киеве около 15 лет назад, поэтому прошу сильно не пинать.
Многие мои предложения более чем десятилетней давности как мне кажется до сих пор актуальны!
Цитата:
Я, представляя интересы малого и среднего бизнеса, остановлюсь на проблемах, мешающих развитию предпринимательства на Украине.
Проблемой на местах, по-прежнему остаются взаимоотношения объединений предпринимателей с органами местного самоуправления. Так, например, в Керчи наши попытки сотрудничать с властями, натыкаются на упорное сопротивление чиновников, а на наши ссылки, на Указы Президента Украины, городской голова Осадчий ответил, что Указы Президента его не касаются. Судя по ответам из Киева и Симферополя в нашем государстве, очевидно, нет рычагов влияния на городского голову. Это, как я считаю значительный пробел в законодательстве!
После известных Указов Президента Украины и активных действий по их реализации госпожи Александры Кужель, значительно уменьшилось количество противоправных проверок предпринимателей контролирующими органами. Однако до сих пор некоторые «правоохранители» не привыкли соблюдать Закон. Некоторые сотрудники милиции (особенно из подразделений по борьбе с экономическими преступлениями) и налоговой милиции, иногда проводят проверки без законных оснований, в нарушение Указа Президента, и с нарушением УПК. А на жалобы предпринимателей и наши письма руководство милиции и прокуратуры отвечают отписками. Пресса, освещающая подобные вопросы порой подвергается репрессиям. Причем иногда, на замечание, что он нарушает Указ президента, сотрудник милиции заявляет: «А мне этот Указ - не указ, я выполняю приказ начальства!».
Указ Президента Украины не должен быть предметом обсуждений и сомнений на местах (на это есть Верховная Рада и Конституционный Суд), Указ подлежит неукоснительному выполнению любым госслужащим, в погонах или без них. Считаю, что пока Указы Президента Украины – высшего должностного лица государства не будут выполняться всеми госслужащими, пока не будет механизма ответственности чиновников, за их неисполнение, регуляторная политика в сфере предпринимательства, и остальные реформы в нашем государстве – невыполнимы!
Украине сейчас крайне необходима диктатура ЗАКОНА при неукоснительном соблюдении Конституции!
Что же касается налоговых органов, то меня поражает, мягко говоря, их нескромность. Так, например, на недавно отремонтированном здании керченской налоговой инспекции висит мемориальная доска, что, ремонт произведен, при непосредственном участии начальника ГНИ. А ремонт выполнен, наверное, за счет налогоплательщиков, а если за счет «спонсоров», то не является ли это коррупцией? В здании установлен строгий пропускной режим и охранную службу несет налоговая милиция. От кого они охраняют налоговиков от нас налогоплательщиков? И их ли это функция? Кстати подобную службу сторожей, налоговая милиция несет и в доме отдыха «Гурзуф», который налоговики получили в свое управление. Вызывает удивление, почему одна из немногих прибыльных в свое время здравниц Крыма была отдана налоговикам? За чей счет и средства на ее территории стремительно выросли шикарные современные коттеджи? И почему здравница, отданная налоговикам вроде бы для их оздоровления, занимается коммерческой деятельностью, продавая путевки? И вообще в связи этим возникает еще вопрос - почему органы власти всех уровней, министерства и ведомства, считают своим долгом получить элитную здравницу для своих нужд? И здравницы вместо того, что бы привлекать туристов, пополнять бюджет, наверное, финансируются за его счет.
Правоохранительные и налоговые органы (опять же, наверное, за счет бюджета) через средства массовой информации навязывают мнение, что экономику Украины поднимут только усилия силовых и налоговых структур. “Товарищи” силовики забыли или, не знают высказывание Энгельса, которое звучит примерно так: “Прибыль, которую зарабатывают предприниматели, есть нечто осязаемое и солидное. Насилие может взять ее, но не может ее создать!” Ну что же, еще немного их усилий и на Украине останутся - только депутаты и чиновники, военные и силовые структуры, безработные и пенсионеры. Многие мои товарищи - предприниматели с десятилетним стажем уходят или думают уходить из бизнеса. Есть множество примеров, когда акты с большими суммами якобы сокрытых от налогов средств, превращались в пыль после детального их рассмотрения в судах. Контролирующие органы сейчас действуют по принципу - не догоню, так согреюсь! К примеру, если я попытаюсь залезть к кому нибудь в карман, то наверное, попаду в тюрьму. А когда проверяющий пытается то же самое проделать с предпринимателем - это считается нормальным!? А если бы проверяющий знал, что вся сумма безосновательно доначисленных налогов и финансовых санкций по акту проверки, может быть предъявлена ему лично, как попытка нанесения материального и морального ущерба, со всеми вытекающими для него последствиями, то он бы, наверное, поменьше бы “резвился” на проверках! Десять лет назад, в пик развития кооперации, в Керчи было порядка 10 налоговых инспекторов, а сейчас в налоговых органах Керчи работает около двухсот сотрудников. Вся отчетность кооператива тогда размещалась на одном листе, а сейчас это невообразимое количество документов в различные органы. А ведь на обработку этих бумаг нужна целая армия чиновников и значительные средства!
Вспомним нашу историю. Предпринимательство получило мощное развитие после принятия Закона о кооперации, кстати, как я считаю, самого прогрессивного закона в области предпринимательской деятельности. Увидев нормальные условия для деятельности, тогда как раз из “тени” вышли так называемые “цеховики” и легализовались в кооперативы. Местные бюджеты распухли от поступлений. Кооператоры не скрывали свои доходы. Наоборот, в нашей среде было престижно подчеркнуть больший оборот своей фирмы. Теперь, мне кажется, нужны очень большие усилия, что бы вернуть доверие деловых людей. По нашему убеждению только малый и средний бизнес возродит экономику Украины.
Леониду Даниловичу, как мне кажется, необходимо архисрочно сделать очередные действенные шаги навстречу к деловым людям - своим избирателям!
Для развития малого и среднего бизнеса в числе прочих мер НЕОБХОДИМО:
- Простая – то есть прямого действия система налогообложения
- Расширять практику фиксированного налогообложения - предприниматель (или предприятие малого бизнеса) платит один раз освобождаясь от всех проверок и отчетов. Оставить ему право выбора системы налогообложения.
- Уменьшить до минимума количество налогов и сборов. В идеале для малого и среднего бизнеса должен быть один налог – фиксированный или на прибыль, а налоги и начисления на зарплату должен платить сам работник.
- Резко уменьшить отчетность в различные государственные органы. Необходимо сдавать один отчет - в налоговый орган.
- Какие либо изменения в налоговом и регуляторном законодательстве, должны вводиться не ранее чем через год после их опубликования, а лучше с 1 января следующего года.
- Изъять право проведения финансово-хозяйственных проверок, субъектов предпринимательской деятельности структурами МВД, т.к. считаю, что главная задача МВД – криминальная: убийства и насилие над личностью, грабежи и кражи, наркобизнес и торговля оружием, охрана общественного порядка.
Экономическими преступлениями должны заниматься только налоговые органы!
- На 2 года освободить от налогов вновь образованные фирмы с численностью менее 50 работников, при условии направления средств на зарплату и развитие бизнеса. При ликвидации менее чем три года - перерасчет по полной ставке.
- Полностью освободить от налога семейный бизнес с доходом менее эквивалента 100-150 евро в месяц на одного работника.
Что же касается воспитания уважения к Президенту Украины и его Указам, пользуясь случаем, я предлагаю Леониду Даниловичу подписать еще один Указ: - государственный служащий, не выполняющий Указы Президента - высшего должностного лица государства, как минимум увольняется с государственной службы, без права в дальнейшем поступления на госслужбу и без льгот по госслужбе!
И в заключение.
Предприниматели устали от правового и налогового беспредела в условиях которого, им приходится работать, а ведь они хотят и могут работать. Так дайте им возможность работать и зарабатывать, создавать новые производства и рабочие места, развивать дело и платить высокую зарплату! Не дело, когда трудолюбивый народ Украины, является дешевой рабочей силой для более развитых стран.
Это к нам, на Украину, должны ездить на заработки из других стран!