Мобилизация, военный сбор, АТО (разъяснения Госорганов)
Опубликовано в Бухгалтерии N37 (1128) от 15 СЕНТЯБРЯ 2014 года
Государственная фискальная служба Украины
Разъяснение от 03.09.2014 г.
http://sfs.gov.ua/nove-pro-podatki—novini-/162569.html
Представление налоговой отчетности мобилизованными лицами
За гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период не прекращается регистрация предпринимательской деятельности физических лиц — предпринимателей (часть третья статьи 39 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе»).
С 8 июня 2014 года вступил в силу Закон Украины от 20 мая 2014 года № 1275-VII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в части совершенствования оборонно-мобилизационных вопросов при проведении мобилизации» (далее — Закон № 1275). Согласно указанному Закону № 1275 временно мобилизованные на военную службу предприниматели и самозанятые лица освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по налогу на доходы физических лиц (далее — НДФЛ) или единому налогу, а также единому взносу (далее — ЕСВ) за себя на весь период такой службы.
Мобилизованные предприниматели или самозанятые лица, использующие в своей хозяйственной деятельности труд наемных работников, которые продолжают работать по найму при мобилизации такого предпринимателя, обязаны уполномочить другое лицо на выплату заработной платы или прочих доходов наемным работникам. В таком случае обязанность по начислению и удержанию НДФЛ и ЕСВ из таких выплат на срок военной службы предпринимателя несет уполномоченное лицо.
Обязанность по уплате НДФЛ и ЕСВ за наемных работников должен осуществить демобилизованный предприниматель или самозанятое лицо в течение 180 календарных дней с первого дня его демобилизации без начисления штрафных и финансовых санкций.
Для получения указанных льгот демобилизованный предприниматель или самозанятое лицо обязаны в течение 10 дней после демобилизации представить органу Миндоходов по месту налоговой регистрации следующие документы:
заявление о предоставлении льготы в произвольной форме;
копию военного билета или копию другого документа, выданного соответствующим государственным органом, с указанием данных о призыве такого лица на военную службу в ходе мобилизации.
Кроме того, отмечаем, что Законом № 1275 внесены изменения в законодательные акты, согласно которым за работниками, призванными на военную службу по призыву в ходе мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняются место работы, должность и компенсируется из бюджета средний заработок на предприятии, в учреждении, организации, в которых они работали на момент призыва, независимо от подчинения и формы собственности. Выплата таких компенсаций из бюджета в пределах среднего заработка производится за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
Вышеупомянутые нормы Закона № 1275 применяются с первого дня мобилизации и в течение всего периода мобилизации в соответствии с Указом Президента Украины от 17 марта 2014 года № 303 «О частичной мобилизации». Государственная фискальная служба Украины
Общедоступный информационно-справочный ресурс (ЗІР)
Военный сбор: объект налогообложения /категория 132.02/
Подлежит ли обложению военным сбором сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период?
В соответствии с пп.1.2 п.161 подраздела 10 раздела ХХ Налогового кодекса Украины (далее — Кодекс) объектом обложения военным сбором являются, в частности, доходы в форме заработной платы, прочих поощрительных и компенсационных выплат или других выплат и вознаграждений, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику в связи с трудовыми отношениями и по гражданско-правовым договорам.
Статьей 2 Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» определена структура заработной платы: основная и дополнительная заработная плата, прочие поощрительные и компенсационные выплаты. В частности, дополнительная заработная плата — это вознаграждение за труд сверх установленных норм, за трудовые успехи и изобретательность и за особые условия труда. Она включает доплаты, надбавки, гарантийные и компенсационные выплаты, предусмотренные действующим законодательством; премии, связанные с выполнением производственных задач и функций.
Гарантии для работников на время исполнения государственных или общественных обязанностей предусмотрены ст.119 КЗоТ, согласно которой на время исполнения государственных или общественных обязанностей, если по действующему законодательству Украины эти обязанности могут осуществляться в рабочее время, работникам гарантируется сохранение места работы (должнос¬ти) и среднего заработка.
Также в соответствии с частью второй ст.39 Закона Украины от 25 марта 1992 года № 2232-ХІІ «О воинской обязанности и военной службе» за гражданами Украины, которые проходят военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период, но не более одного года, сохраняется место работы (должность), средний заработок на предприятии, в учреждении, организации независимо от подчинения и форм собственности.
То есть сохранение и начисление среднего заработка работников на время исполнения государственных или общественных обязанностей является гарантийной выплатой, которая входит в состав дополнительной заработной платы, а значит, сумма среднего заработка работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, на особый период является объектом обложения военным сбором на общих основаниях(1).
(1)См. также: Спивак О. Военный сбор: начисление и уплата // Бухгалтерия. — 2014. — № 33. — С.48—51; Спивак О. Военный сбор в вопросах и ответах // Бухгалтерия. — 2014. — № 34. — С.55—58 (прим. ред.).
Государственная фискальная служба Украины
Общедоступный информационно-справочный ресурс (ЗІР)
Военный сбор: объект налогообложения /категория 132.02/
Является ли объектом обложения военным сбором сумма ежемесячных выплат, осуществляемых работодателем согласно коллективному договору в пользу работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком?
<…> Определение понятия «заработная плата» приводится в части первой ст.94 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) и ст.1 Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда» (далее — Закон № 108). Заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Статьей 2 Закона № 108 определена структура заработной платы, в состав которой входит основная и дополнительная заработная плата, а также прочие поощрительные и компенсационные выплаты.
Формы и системы оплаты труда, нормы труда, расценки, тарифные сетки, ставки, схемы должностных окладов, условия введения и размеры надбавок, доплат, премий, вознаграждений и прочих поощрительных, компенсационных и гарантийных выплат устанавливаются предприятиями, учреждениями, организациями самостоятельно в коллективном договоре с соблюдением норм и гарантий, предусмотренных законодательством, генеральным и отраслевыми (региональными) соглашениями (ст.97 КЗоТ).
Также в коллективном договоре устанавливаются взаимные обязательства сторон в части регулирования производственных, трудовых, социально-экономических отношений, в частности, участия трудового коллектива в формировании, распределении и использовании прибыли предприя¬тия, учреждения, организации (если это предусмотрено уставом), и он может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством и соглашениями гарантии, социально-бытовые льготы (ст.13 КЗоТ).
Кроме того, в соответствии со ст.179 КЗоТ и ст.18 Закона Украины от 15.11.96 г. № 504/96-ВР «Об отпусках» после окончания отпуска в связи с беременностью и родами по желанию женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. При этом предприятие за счет собственных средств может предоставлять женщинам частично оплачиваемый отпуск и отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком большей продолжительности. Мать ребенка либо иное застрахованное лицо, которое фактически ухаживает за ребенком в период пребывания в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, по собственному желанию может работать на условиях неполного рабочего времени или на дому. При этом за ней сохраняется право на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком.
Таким образом, если работодателем осуществляются выплаты в пользу работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, носят систематический характер и относятся к структуре заработной платы, то такие выплаты являются объектом обложения военным сбором.
Государственная фискальная служба Украины
Общедоступный информационно-справочный ресурс (ЗІР)
Военный сбор: объект налогообложения /категория 132.02/
Является ли объектом обложения военным сбором пособие на погребение, выплачиваемое за счет средств работодателя и/или социальных фондов?
<…> Определение понятия заработной платы приводится в части первой ст.94 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) и ст.1 Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда», а именно заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Частью первой ст.91 КЗоТ предусмотрено, что предприя¬тия в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Одной из таких льгот является выплата работникам материальной помощи по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, которая носит разовый характер (например, в связи с расходами на погребение) и не входит в состав заработной платы.
Кроме того, пособие на погребение предоставляется работникам в виде материального обеспечения в соответствии с нормами Закона Украины от 18.01.2011 г. № 2240-III «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной утратой трудоспособности и расходами, обусловленными погребением» (далее — Закон № 2240), которым определены правовые основания для получения такого пособия, условия предоставления и размер. При этом материальное обеспечение в связи с расходами, обусловленными погребением, застрахованным лицам, указанным в части первой статьи 6 данного Закона, назначаются и предоставляются по основному месту работы (ст.50 Закона № 2240).
Таким образом, при предоставлении работодателем отдельным работникам материальной помощи по их заявлениям (в связи с расходами на погребение), которая носит разовый характер, и пособия на погребение в соответствии с нормами Закона № 2240, сумма таких выплат не входит в состав заработной платы, поэтому не рассматривается как объект обложения военным сбором.
Государственная фискальная служба Украины
Общедоступный информационно-справочный ресурс (ЗІР)
Военный сбор: объект налогообложения /категория 132.02/
Является ли объектом обложения военным сбором материальная помощь разового характера, предоставляемая работодателем работнику в связи с семейными обстоятельствами?
<…> В соответствии со ст.3 Кодекса законов о труде (далее — КЗоТ) к трудовым отношениям относятся отношения работников всех предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, вида деятельности и отраслевой принадлежности, а также лиц, работающих по трудовому договору с физическими лицами.
Трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон (ст.21 КЗоТ).
Определение понятия заработной платы приводится в части первой ст.94 КЗоТ и ст.1 Закона Украины от 24.03.95 г. № 108/95-ВР «Об оплате труда». Заработная плата — это вознаграждение, исчисленное, как правило, в денежном выражении, которое собственник или уполномоченный им орган выплачивает работнику за выполненную им работу.
Вместе с тем частью первой ст.91 КЗоТ предусмотрено, что предприятия в пределах своих полномочий и за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников. Одной из таких льгот является выплата работникам материальной помощи.
Учитывая определение понятия заработной платы и ее структуру, следует отметить, что в случае если работодатель предоставляет отдельным работникам нецелевую благотворительную (материальную) помощь по их заявлениям в связи с личными обстоятельствами, которая носит разовый характер, например, для решения социально-бытовых нужд, она не входит в состав заработной платы, поэтому не рассматривается как объект обложения военным сбором.
Государственная регистрационная служба Украины
Разъяснение от 04.08.2014 г.
http://www.minjust.gov.ua/50014 Регистрационные действия в отношении жителей Донбасса,
перемещенных из зон АТО
Информация о регистрации жителей Донбасса, перемещенных из зон АТО, на местах переселения, восстановлении документов (если были утеряны), государственной регистрации физического лица — предпринимателя.
1. В случае если переселенец желает зарегистрироваться в качестве физического лица — предпринимателя, чтобы обеспечивать себя доходом, самостоятельно уплачивать налоги государству, каким образом он может сделать это на месте поселения, ведь государственная регист¬рация по действующему закону происходит по месту регистрации/прописки? Предусмотрены ли какие-то изменения в законодательстве по этому вопросу в связи с событиями в Донецкой и Луганской областях?
Государственная регистрация физического лица, которое намерено стать предпринимателем, производится в порядке, установленном статьями 42—44 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» (далее — Закон о регистрации).
В соответствии с частью первой статьи 42 Закона о регистрации для проведения государственной регистрации физическое лицо, которое намерено стать предпринимателем и имеет регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика, долж¬но лично или через уполномоченное лицо представить государственному регистратору соответствующий пакет документов по месту жительства.
Одним из оснований, при наличии которых государственный регистратор имеет право оставить без рассмотрения документы, является представление документов по ненадлежащему месту проведения государственной регистрации физического лица — предпринимателя (часть шестая статьи 42 Закона о регистрации).
Согласно части четвертой этой статьи, если документы для проведения государственной регистрации представляются заявителем лично, государственному регистратору дополнительно предъявляется паспорт гражданина Украины или паспортный документ иностранца.
В соответствии со статьей 1 Закона о регистрации местожительство физического лица — жилой дом, квартира, иное помещение, пригодное для проживания в нем (общежитие, гостиница и т.п.) в соответствующем населенном пункте, в котором физическое лицо проживает постоянно, преимущественно или временно, находящееся по определенному адресу, по которому осуществляется связь с физическим лицом.
Статьей 2 Закона Украины от 11.12.2003 г. № 1382 «О свободе передвижения и свободном выборе мес¬та жительства в Украине» (далее — Закон № 1382) установлено, что гражданам Украины, а также иностранцам и лицам без гражданства, которые на законных основаниях находятся в Украине, гарантируются свобода передвижения и свободный выбор места жительства на ее территории, за исключением ограничений, установленных законом.
В соответствии со статьей 6 Закона № 1382 гражданин Украины, а также иностранец или лицо без гражданства, которые постоянно или временно проживают в Украине, обязаны в течение десяти дней по прибытии к новому местожительству зарегистрировать место жительства.
Регистрация — это внесение информации в Единый государственный демографический реестр о местожительстве или месте нахождения лица с указанием адреса, по которому с лицом может вестись официальная переписка или вручение официальной корреспонденции.
Согласно статье 3 Закона № 1382 документами, в которые вносятся сведения о месте жительства / месте нахождения лица, являются паспорт гражданина Украины, временное удостоверение гражданина Украины, постоянный вид на жительство, временный вид жительство, удостоверение беженца, удостоверение личности, требующей дополнительной защиты, удостоверение личности, которой предоставлена временная защита, справка об обращении за защитой в Украине.
Кроме того, по требованию лица органом миграционной службы может быть выдана справка о регистрации места жительства / места нахождения, подтверждающая регистрацию его местожительства / места нахождения.
Учитывая вышеизложенное, физическое лицо, которое изменило место жительства/нахождения с территории Донецкой или Луганской областей на другую административно-территориальную единицу Украины, может обратиться с документом, подтверждающим данный факт изменения места жительства/ нахождения, к государственному регистратору соответствующей административно-территориальной единицы для проведения государственной регистрации физического лица — предпринимателя.
2. Может ли гражданин по восстановленным документам регистрировать СПД?
Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» не установлен запрет на государственную регистрацию предпринимательской деятельности физическим лицом по его восстановленным документам.
3. Как восстановить документы, если человек срочно покидал зону АТО и утратил свидетельство о рождении ребенка и т.п.? Куда обращаться? Как много времени уйдет на исправление?
Реализация прав в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния лиц, которые вынужденно оставили место жительства в результате обстоятельств, связанных с проведением антитеррористической операции на территории Донецкой и Луганской областей, нормативно урегулирована.
Так, вынужденные переселенцы могут обращаться с заявлениями о государственной регистрации актов гражданского состояния, внесении изменений в актовые записи гражданского состояния, их восстановлении и аннулировании в отделы государственной регистрации актов гражданского состояния по месту фактического проживания или нахождения.
При обращении в отделы государственной регистрации актов гражданского состояния в подтверждение фактов государственной регистрации актов гражданского состояния можно получать извлечения из Государственного реестра актов гражданского состояния граждан, которые выдаются независимо от места регистрации акта гражданского состояния и проживания лица.
В случае если невозможно истребовать документы о государственной регистрации актов гражданского состояния в связи с хранением актовых записей гражданского состояния на территории АТО, актовая запись гражданского состояния может быть обновлена в отделе государственной регистрации актов гражданского состояния по месту жительства (нахождения) лица.
Сроки получения документов в связи с восстановлением актовой записи гражданского состояния зависят от необходимости истребования сведений, необходимых для указания в актовой записи гражданского состояния, которая восстанавливается, от компетентных органов иностранных государств. В этом случае срок будет составлять до трех месяцев.
http://www.buhgalteria.com.ua/Hit.html?id=3699а также
Цитата:
Необходимо отметить, что хотя ст.36 КЗоТ среди оснований для прекращения трудовых отношений и предусматривает призыв или поступление работника на военную службу, направление на альтернативную (невоенную) службу, однако данный пункт нельзя применять для случаев мобилизации работников или привлечения работников к исполнению обязанностей предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе"и "Об альтернативной (невоенной) службе".
В частности, действующим законодательством предусмотрено, что работникам, которые призваны на военную службу по призыву по мобилизации, на особый период, но не более одного года, гарантируется сохранение места работы, должности и среднего заработка. Работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе" и "Об альтернативной (невоенной) службе", предоставляются гарантии и льготы в соответствии с этими законами.
http://www.deafortis.com/ru/stati/prava ... nenii.html