ПРОБЛЕМЫ С ПРОБЛЕМНЫМ УРОКОМІ
На надо быть профессиональным политическим обозревателем или наблюдателем, чтобы заметить: в последние недели власть предприняла активные наступления на умы своих «сограждан». Причем, не только силами какой-нибудь там пехоты типа своих штатных говорунов, а силами тяжелейшей артиллерии: президента и премьер-министра. О причинах и целях этих тактических действий, я начал было писать имхо, но вынужден срочно отвлечься ввиду конкретного события: состоявшейся позавчера встречи премьера со зрительской аудиторией на Шустер-лайф. Которая, не знаю, как для кого, но для меня вдруг оказалась интересной.
А «сограждан» я написал в кавычках, потому что, являясь стопроцентным гражданином Украины, как-то даже через силу не могу заставить себя представить в одной упряжке с президентом или премьером. Знаете ли, «… в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Очень хотелось вместо «коня» написать «быка», но рука не поднимается вносить правку в бессмертную строку поэта. Хотя… Будь он жив, и знай, о ком это я, думаю не очень бы и возражал…
Побудительными мотивами для написания этого имхо послужило желание сравнить (и поделиться своими впечатлениями с коллегами) сегодяшнего премьер-министра с его папиредником Николаем Яновичем Азаровым. Есть еще одна, более существенная лично для меня причина... Но об этом чуть позже.
Начну сразу с вывода: Н.Я. Азаров, действующий премьер, по большому счету практически ничем не отличается от Азарова-папиредника. Увы! Некоторые старые тревожные симптомы даже усилились и усугубились. Все те же, уже явно приобретшие форму навязчивой идеи виноватые папиредники и оппозиция, подлый вредитель-кризис, плюс, ставшая традиционной, извиняюсь, брехня и все те же стопудово гарантированные обещания очередного покращення.
И все же было б неправильно с моей стороны даже не попробовать в речах нового премьера постараться услышать хоть что-то новенькое. (Ведь, если нет ничего новенького, то и писать – зачем?) И я постарался, услышал. Оказывается, плюс к ранее перечисленным виновникам всех бед еще добавляется средний управляющий персонал и население.
Оказывается, средний управляющий персонал в силу инертности своего мышления и ради личной выгоды саботирует внедрение в жизнь мудрых решений правительства. (Хотел бы я увидеть смелого «среднего управляющего персонажа», купившего должность за огромные бабки, и рискнувшего потерять их безвозвратно, просаботировав высокое указание). Оказывается, население, которое, ну, никак не хочет поверить в прекрасные перспективы государственного экономического локомотива, управляемого такими супер машинистами как Янукович и Азаров (см. Герои анекдотов в политическом цирке),тоже очень сильно тормозит его движение в прекрасное будущее.
ІІ
И все-таки основной причиной, заставившей меня присесть за клаву, было не желание сравнить Азарова-два с Азаровым-раз, а другое…
И раньше, и в этот раз особенно я заметил, что Николай Янович тяготеет к использованию в работе с аудиторией педагогических приемов и методов. Позавчерашняя его встреча с народом, вообще, протекала в духе активных педагогических технологий или, конкретно, напоминала проблемный урок. Как практикующий преподаватель, я, побывав на открытом уроке, просто не имею права не сделать хотя бы поверхностного анализа, не высказать свое мнение и не дать заключение: тема раскрыта или не раскрыта, цель урока достигнута или не достигнута.
Темой урока, как я понял, была ранее презентованная президентом Программа активизации экономики Украины. Как я ни вслушивался, я так и не понял, в чем суть этой Программы и почему мы должны возложить на нее свои надежды… Особенно не понял я, а как быть с предыдущими нашими надеждами на многочисленные реформы. Забыть о них или поверить в них с новой силой?
Боюсь, учителю украинского народа Николаю Яновичу Азарову удалось не только не раскрыть тему, но и не достичь воспитательно-развивающей цели урока (которую он, несомненно, перед собой ставил), а именно: вызвать у аудитории интерес к Новой программе и стимулировать оптимистические ожидания очередного улучшения.
Методической же целью урока была, несомненно, активизация познавательной деятельности обучаемых в процессе изложения нового материала. Об этом свидетельствуют бесконечные вопросы и предложения-активизаторы к аудитории: «Вы согласны, что…», «А вы как думаете?», «Есть среди вас?…», «Поднимите руку, кто…», «А вы подумайте…» и т.д. и т.п. Ну, что тут скажешь о педагогическом мастерстве учителя народа? Увы… Уровень студента-практиканта педагогического вуза районного центра. Практически ни один вопрос-стимулятор не нашел отклика, тем более, поддержки аудитории. Почему-то на ум приходят слова грустной песни В.Высоцкого: «Капитан, никогда ты не станешь майором…» Хотя эти слова вообще-то были обращены к хорошему человеку. А не к Николаю Яновичу.
ІІІ
А знаете, Николай Янович, почему у вас ничего не получилось? Не знаете… А я знаю. Чтобы в учебном процессе использовать активные и интерактивные (которые вы, слава богу, пока не трогаете) педагогические технологии, необходима предварительная работа с аудиторией. Создание атмосферы взаимного доверия, уважения, доброжелательности…
А что сделали вы, когда узнали, что 80% зрителей-слушателей в студии ответили, что не верят, что новая Программа президента принесет новое покращення, то есть ответили неправильно? Как вы ее отчитали, эту аудиторию, а как вы на нее посмотрели? Страшно вспомнить. Очень строго посмотрели, я бы сказал даже враждебно-угрожающе.
(автору удалось заскриншотить исторический взгляд учителя украинского народа на свою аудиторию в момент, когда та не поверила в новое грядущее покращення)
IV
Традиционно при анализе открытого урока надо найти хотя бы парочку положительных моментов и хоть за что-то похвалить учителя.
Мне, например, понравился несколько раз повторенный призыв Николая Яновича не искать простых ответов на сложные вопросы. Хороший призыв! В какой-то мере даже побуждает обучаемых вырабатывать в себе навыки скрупулезного анализа.
Действительно, чуть что-то у власти немножко не получается, сразу «коррупция!», «воруют!». А почему бы, прежде чем давать такой простой ответ, сначала не подумать, не посочувствовать власти, что она очень даже хочет быть некоррумпированной и не воровать, но пока просто не может, не в силах, ну, никак у нее это не получается. Зато когда сможет и получится – какие перспективы откроются! Вот о перспективах и надо думать, а не отвечать сразу простые ответы на сложные вопросы!
Еще неплохая получилось активизация познавательной деятельности обучаемых, когда кому-то из присутствовавших в студии экспертов удалось вывести Николая Яновича из заезженной колеи о грядущем покращенне в сторону. И направить непосредственно на украинские дороги. Было очень интересно наблюдать, как учитель народа маневрировал между классическими проблемами дорог, дураков и «воруют». Жаль только, вырулил водитель украинского государства куда-то не туда. Лично я, например, понял, что в плачевном состоянии украинских дорог сегодня виноваты совсем не дураки и не то, что воруют (воруют по Азарову вообще копейки). А виноваты машины, которые ездят по этим дорогам…
Был и еще один, достойный внимания, момент на уроке. Это когда, объясняя непонимающим, какие во власти вообще и в кабмине в частности собрались толковые и умные люди, Николай Янович задал сильно активизирующий познавательный интерес вопрос (цитата): «Вы на меня посмотрите. Я что, похож на дурака?!» Аудитория просто обмерла от полученного стимула для активизации. Вот-вот должно было что то прорваться…
Все испортил тут же подсуетившийся шустрый Шустер: «Ну, этот вопрос мы на голосование ставить не будем!».
Зато лично я, как какой-никакой, но тоже объект педагогического воздействия премьера, активизировался до возбуждения. Жаль, что Николай Янович не слышал, что я тут орал перед ящиком, прямо отвечая на его прямой вопрос…