В церкви есть сан, а есть титул. Их важно не путать. Есть сан епископа. А в рамках этого сана есть титулы — епископ (да, низший из титулов повторяет название сана), архиепископ, митрополит, патриарх. По мере возрастания пафоса.
Но возглавлять автокефальную — независимую — церковь может любой из них. Правда, на практике автокефальных церквей под руководством просто епископов нет. Но вот, например, очень древняя и уважаемая автокефальная церковь Кипра — архиепископия. Равно как и Церковь Греции. И ничего, митры с голов не падают. Ввести новосозданную Церковь Украины сразу в достоинство патриархата, ещё до того, как она объединит в себе явное большинство украинских православных, было бы поспешным. Хотя, вероятно, это случится довольно быстро — в исторической перспективе.
Миро из Константинополя получает, например, Иерусалимский патриархат. Повернётся ли у кого-то язык сказать, что это — не автокефальная церковь?
Право арбитража Вселенского патриарха в случае споров епископов установлено Четвёртым Вселенским собором более полутора тысяч лет назад и никем не отменялось. Здесь Томос просто повторяет старое правило.
Говорить, что это делает украинскую церковь менее автокефальной — это все равно, что говорить, что Украина — зависимое государство, потому что признаёт решения таких наднациональных органов, как Совбез ООН или Европейский суд по правам человека. Нет, Украина — просто цивилизованное государство. Так и здесь.
По сути, Вселенский патриархат в тексте Томоса дал Украине обычную автокефалию — такую же, которую он давал всем остальным церквям до этого. Акцент на некоторых пунктах сделан скорее потому, что другие церкви пытались этими условиями пренебрегать и Константинополю важно обезопасить общее будущее. Например, пункт о том, что предстоятель должен посещать межправославные совещания — это не какая-то попытка унизить Украину, это травматическая память о том, как РПЦ недавней неявкой на Всеправославный собор 2016 года понизила его статус до фактически локального.
Что в Томосе интересно и стоит отметить отдельно?
Размен «полный суверенитет в Украине в обмен на претензии за рубежом».
Как известно, границы исторической Киевской митрополии не совпадают с границами современной Украины. В неё входил лишь север Украины (на юге на тот момент, по сути, было Дикое Поле и татарские земли), зато также входила часть Польши, Беларусь и даже часть современной Литвы и Латвии. При этом на территории современной Украины действовали епархии Вселенского патриархата — в частности, Кафская и Готская в Крыму.
"
Произошёл размен. Вселенский патриархат утвердил полный суверенитет киевской церкви над всей территорией Украины, включая Крым. Взамен он перебрал на себя все потенциальные претензии на бывшие территории Киевской митрополии, ныне находящиеся за пределами Украины, а также забрал немногочисленные парафии украинских церквей в диаспоре. Это значит… интересное. Например, что Константинополь оставляет за собой право опеки над православными в Беларуси, Молдове, и… части России?
Посмотрим, как он будет его реализовать.
Что будет снаружи?
Томос прописан чётко. Достаточно чётко, чтобы, с одной стороны, побудить другие поместные церкви поскорее признать Поместную церковь Украины, а с другой — чтобы не дать ошибкам или поспешности её епископата навредить этому процессу.
Вселенский патриархат уже заявил, что намерен как можно скорее привлекать новую церковь к межправославным совещаниям. Он рассматривает её большим и ценным союзником. Для этого он будет вести переговоры о как можно более скорой рецепции её признания.
И, кажется, рецепция не замешкается.
Так, например, ещё месяц тому назад обсуждалось, что больше всего сопротивляться, открыто или тихо, такому признанию могут, помимо церкви Москвы, также автокефальные церкви Сербии, Польши и Грузии. Но на днях церковь Грузии провела Синод… и по его результатам мы можем предположить, что, несмотря на традиционно сильные пророссийские настроения среди некоторых её епископов, она признает новую украинскую церковь. Причём довольно скоро.
Если уж Грузия намерена признать — вероятно, признают и другие. Москва рискует потерять всех союзников, кроме Белграда.
Как она будет на это реагировать? Узнаем на днях. Вероятен полный разрыв отношений со Вселенским престолом и курс на идеологическое окукливание. Учитывая, что в самой РПЦ сейчас активно борются условно современные с условно дремучими (и да, патриарх Кирилл — это ещё условно современный), могут быть очень разные результаты.
И здесь мы вновь вспоминаем о том, что Вселенский патриархат оставил себе лазейку для опеки над российскими верующими.
Таким образом, уже в этом году может очень сильно измениться весь облик мирового православия.
И он изменяется об нас.
Что будет внутри?
Ещё до подписания Томоса, в течение нескольких недель после Объединительного собора, в новую украинскую церковь перешло 40 парафий Московского патриархата в Украине. Теперь этот процесс может ускориться.
Более того, поступают новости, что руководство Московского патриархата взяло курс на закручивание гаек и попытки удержания священников путём давления. В условиях, когда давить нечем, за вычетом авторитета, это может иметь обратный эффект.
То есть да. Отток священников, верующих, а, возможно, и епископов, из Московского патриархата в новую церковь Украины идёт и идти будет — уже как объективный исторический процесс. Вопрос в темпах.
Новая же церковь подаёт некоторые обнадёживающие сигналы. Так, друзья сообщили нам, что разговоры о возможной календарной реформе (вот уж действительно, на сто лет перезрела) уже перешли из кухонного формата в общественный.
Новая церковь смогла преодолеть внешние обстоятельства. Теперь ей предстоит преодолеть внутренние и стать, с одной стороны, опорой для украинского народа, а с другой — Церковью Христовой, за которую не будет стыдно.
Первый шаг был сделан красиво.
Поздравляю нас всех с этим. Такое, действительно, случается раз в тысячу лет.
Христос ся рождає!
По ссылке есть текст Томоса, если кому интересно
https://petrimazepa.com/tomos_nas_est_s_chem_pozdravit