Странным образом, правительство Яценюка обернуло идею налоговой амнистии против населения Украины. Олигархи, особенно дружественные премьеру-"кулевлобу" Ринат Ахметов и Игорь Коломойский, странным образом забыты. Зато населению предлагается не просто задекларировать все доходы, но и заплатить с них огромные налоги. По ставкам, которые повышаются.
Это не называется амнистия. Куда уместнее аналоги времен военного коммунизма. Это были продразверстка 1920-х. У зажиточных и работящих сельских семей забирали все, самих зачастую убивали или отсылали в Сибирь. В этих действиях большевики опирались на люмпенизированные слои населения, которые не могли смириться с тем, кто кто-то имел собственный дом и пару лошадей для вспахивания земель.
Продразверстка делалась с пафосом, во имя спасения страны. С громкими лозунгами о классовой борьбе, буржуях и кулаках. Никто из руководителей Советской России не угрожал уйти в отставку, никто не подписывал коалиционные соглашения. Но в этом, пожалуй, вся разница.
Яценюк при немой поддержке Порошенко хочет изъять у населения страны нетрудовые, по его мнению, доходы. У того самого населения, которое они уже раскулачили при помощи девальвации, устроенной талантливым инвестиционным банкиром во главе Нацбанка. Того самого населения, которое финансирует солдат в зоне АТО, пока чиновники Минобороны занимаются "распилом" бюджетных миллиардов. Того самого населения, которое должно платить за газ дороже потому, что Яценюк не решился разрывать позорный контракт с "Газпромом".
Совершенно очевидно, что за спиной Яценюка стоит еще один "гениальный" инвестиционный банкир – Игорь Билоус. Глава Налоговой (ныне Государственной фискальной службы) не сумел и не захотел перекрыть схемы по уклонению олигархов от уплаты налогов. В Украине продолжают работать и обнал, и "налоговые ямы", и откаты при возмещении НДС. Продолжается взимание авансов по налогу на прибыль с убыточных предприятий.
Тем не менее, бездарное руководство ГФС чувствует себя более чем безопасно. И теперь набралось достаточно решимости, чтобы раскулачивать население и "белый" бизнес (по нему особые сюрпризы).
При этом группы влияния Порошенко и Яценюка уже распределили властные полномочия, и готовятся "сесть на схемы", чтобы "распиливать" государственные миллиарды.
Если после этих телодвижений не произойдет третий Майдан или военный переворот, случится нечто странное. Странно, если население и возродившаяся армия позволят талантам из правительства запустить руку в карманы миллионов людей. Пока что настроения для возмущений не созрели – они начнутся, когда население начнет получать "письма счастья" из Налоговой. Массовыми они станут, когда налоговики начнут начислять штрафы. А в открытую форму перерастут, когда начнут накладывать аресты на имущество.
Это радикальный вариант, но он вполне возможен. Очень рискованно в стране, которая истощена войной и обнищанием, устраивать продразверстку и раскулачивание. Большевики смогли справиться с народными восстаниями только при помощи мощной армии, готовой убивать собственное население. Вряд ли украинская армия пойдет за Порошенко, а тем более за Яценюком.
Игорь Билоус и Арсений Яценюк.
Кабмин в который раз обманывает Международный валютный фонд, США и Европу. Те уже выделили массу денег, и требуют в ответ проведения реформ. Вместо этого им опять подсовывают пустышку.
22 декабря Кабмин подал в Верховную Раду "пакет" законопроектов по так называемому реформированию налоговой системы. На самом деле, о реформе в нормальном понимании этого слова в этих законопроектах речь не идет. Речь в них идет о резком увеличении фискальной нагрузки на легальный бизнес и население.
Тем не менее, у Премьера Арсения Яценюка хватило пафоса, чтобы заявить: "Мы надеемся, что бизнес выходит из тени, мы снижаем ставки налогов".
"Пакет" подается под соусом сокращения количества налогов с 22 до 9, хотя на самом деле в основном имеет место механическое объединение существующих налогов, и даже введение новых.
Складывается впечатление, что весь коллектив Налоговой и Минфина сбросился идеями, с чего бы еще собрать денег в бюджет. Спросили даже у завхоза и уборщицы. Наверное, именно так в средние века вводили налог на шторы, когда переставали работать налог на окна и шаровары.
Фискальных находок Кабмина настолько много и они имеют настолько нистемный характер, что стоит разобраться с главными нюансами задуманной Яценюком реформы по отдельности.
Начнем с внедрения косвенных методов определения доходов граждан. Официальным языком, метода контроля за расходами и доходами налогоплательщиков – физлиц при определении обязательств по налогу на доходы физлиц.
Идея для западного мира не новая, и в странах развитого капитализма вполне рабочая. Если человек купил себе автомобиль, то он обязан объяснить, откуда взял на это деньги.
Как водится, подход решили адаптировать в Украине. С той разницей, что наше государство не несет перед населением никакой ответственности за свои действия. А мегакоррупционеров и воров из бюджета ожидает разве что отставка. Громких "посадок" или даже процессов против чиновников-крохоборов не было даже со времен второго Майдана. А значит, наша страна не созрела для подобных новаций. Они будут болезненно затрагивать именно тех, кто не умеет прятать свои доходы – а это как раз обычное население.
Впервые правительство озвучило свою идею две недели назад. После утечки одного из вариантов будущего законопроекта №1578 в СМИ, кое-что в намерениях Яценюка экспроприировать активы соотечественников, которые их имеют, изменилось. Хотя костяк остался прежним.
Как будет происходить процедура проверки физлица, непонятно. По-прежнему предполагается, что порядок применения косвенных методов будет утверждаться не законом, а приказом Минфина. То есть, чиновниками по их усмотрению. То есть, абсолютно произвольно, от слова "произвол".
Закон никак не ограничивает Минфин в реализации подобных фантазий. Более того, на самом деле порядок будет писаться даже не Минфином, а самими налоговиками, которым Минфин традиционно делегирует это право.

С другими процедурными вопросами то же самое. Если в порядке, утверждаемом лишь приказом Минфина, появится понятие "активистов-люстраторов", которые получат право вламываться в дома и квартиры граждан, удивляться этому будет поздно. Весь Киев после Майдана только и говорил о "сотнях самообороны", которые ездили при пригородным домам, и шантажом отбирали у их жителей большие деньги. Говорят, доходило и до угроз оружием, и до выкрадывания детей с целью получения выкупа. Чтобы не ставить под удар светлые идеалы Майдана, об этих случаях не решались в открытую говорить на страницах СМИ.
Кого будут проверять, а кого нет? Тоже не понятно. Право назначать проверки граждан все еще закреплено за руководителями фискальных органов - от нынешнего главы ГФС Билоуса до владельцев фискальных княжеств в районах и городах.
Поводов для назначения такой проверки, правда, стало количественно меньше:
"392.4. Контролюючий орган має право призначити та провести документальну перевірку з використанням методу контролю за витратами та доходами, у разі наявності однієї з обставин:
392.4.1. вартість активів, що перебувають у власності платника податків, перевищує суму документально підтверджених та/або задекларованих джерел походження коштів або майна, використаних для придбання таких активів, в розмірі що перевищує розмір сорока мінімальних заробітних плат, встановлених законом на 1 січня звітного року;
392.4.2. обсяг здійснених витрат платником податків перевищує суму документально підтверджених та/або задекларованих джерел походження активів, використаних для здійснення таких витрат, в розмірі, визначеному підпунктом 392.4.1 цього пункту."
Напомним, ранее предполагалось, что проверка могла проводиться в пяти случаях: "392.2. Контролюючий орган має право призначити та провести документальну позапланову перевірку з використанням методу контролю за витратами та доходами, у разі наявності однієї з обставин:
392.2.1. у власності платника податків перебувають активи, за якими платник податків не має документального підтвердження джерел походження коштів або майна, використаних для придбання таких активів;
392.2.2. платником податків здійснені витрати, за якими платник податків не має документального підтвердження джерел походження активів, використаних для здійснення таких витрат;
392.2.3. контролюючим органом виявлено факт недостовірності даних, повідомлених платником податків, щодо джерел походження коштів, майна або інших активів;
392.2.4. наявність у платника податків не задекларованих активів, доходів;
392.2.5. наявність у контролюючого органу інформації, отриманої у встановленому законодавством порядку, щодо перевищення суми понесених витрат у зв’язку з придбанням активів платником податків – фізичною особою, у звітному періоді, над сумою доходів, отриманих таким платником податку у цьому ж звітному періоді, в розмірі що перевищує розмір сорока мінімальних заробітних плат, встановлених законом на 1 січня звітного року."
Как видим, это то же самое. Поводов назначить проверку у налоговиков остается достаточно. Причем, они очень размытые, и позволяют большую свободу трактовок.
Но главное – избирательность назначения проверок. Именно сам налоговик будет определять, назначить проверку или нет. Эта позиция оставлена без изменений.
Предусмотренную Конституцией презумпцию невиновности по-прежнему предлагается игнорировать.
По мнению Налоговой, при определении доходов граждан она не должна работать.
Налоговик сможет не только назначить проверку физлица. По ее результатам, он сам может вынести решение, не утруждая себя обращением в суд.Если гражданин считает себя невиновным – это его проблемы. Это он должен идти в суд и бороться за свои деньги.
Иначе налоговик запросто может требовать заплатить в бюджет 30% от превышения расходов над доходами.
Стоимость актива фискалы будут определять также самостоятельно с помощью экспертов.
О масштабах коррупции, к которой приведет действие двух вышеописанных норм, остается только догадываться.
Ведь получается, что:
1) руководящие сотрудники фискальных органов становятся богами в отношении сограждан;
2) какая-либо оппозиция (например, негативные высказывания о работе органов ГФС или конкретных должностных лиц) с помощью предложенного ноу-хау может пресекаться в зародыше. Иначе к ним придет проверка, с подозрением в уклонении;
3) все публичные деятели или, скажем, значимые бизнесмены попадают в серьезную зависимость от налоговиков. Это, кстати, касается и народных депутатов, которые готовы в порыве странных чувств поддержать Яценюка.
Другими словами, мы имеем дело с созданием авторитарной вертикали власти, построенной на основе налогового органа.
Такого в Украине раньше не существовало, и даже создатель Налоговой Николай Азаров не мог мечтать о такой власти.
Ответственность за выявленное фискалами превышение расходов над доходами предложено даже увеличить.
Авторам законопроекта показалось мало облагать такое превышение побором по ставке 30%.
В случае, если расхождения между расходами и доходами, насчитанные фискалами, превысят 10 размеров минимальных зарплат, они начислят уже 40%.
Для понимания, 10х1280=12800 грн.
То есть, купил iPhone – не крути им перед налоговым инспектором, иначе доплатишь 40% государству.
Что? Купишь на рынке? Еще одна прелесть новой формы контроля заключается в том, что теперь покупка товара ценой свыше 25 тыс грн (в следующем году это вполне может быть 1 тыс долларов) возможна лишь при условии предъявления паспорта и налогового кода. О такой покупке продавец обязан будет сообщить налоговикам.
Ни в одной стране мира подобной дикости нет, и быть не может.
В Украине – будет.
Имя автора – Арсений Яценюк.
Вот он, главный коммунист.
А нечего быть буржуями!