Отказ Виктора Януковича подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС вряд ли был ситуативным или вынужденным.
Куда вероятнее, что это решение связано с некими "подковерными" договоренностями, которые были достигнуты во время встреч президентов Владимира Путина и Виктора Януковича.
А значит, основы для "кидка" ЕС и резкого разворота в сторону России закладывались давно и целенаправленно.
Действия российской стороны не ограничивались только информационным давлением, осуществляемым помощником Путина Сергеем Глазьевым и подконтрольными Кремлю СМИ. Как известно, с конца лета Россия предпринимала вполне конкретные действия по блокированию украинского экспорта.
Если исходить из гипотезы, что и эти действия являлись частью договоренности Янукович и Путина, то становится виден неординарный масштаб начатой игры.
В глазах ЕС, наверняка, более чем агрессивные действия со стороны Кремля должны были выглядеть как проявление давления на Украину. Дескать, "Россия требует присоединяться к Таможенному союзу, иначе она перекроет украинский экспорт". Это чрезвычайно весомая угроза, ведь Россия является крупнейшим потребителем нашей продукции.
"А значит, уважаемый ЕС, принимайте нас, и поскорее. А вы, уважаемый МВФ, давайте нам кредит, и побольше".
Действия украинской власти давали этому вектору чрезвычайно большую поддержку. Во-первых, наши официальные лица всячески не замечали реальных действий со стороны РФ. Вместо того, чтобы чиновники Кабмина со всей энергией таки добивались прохождения экспорта в Россию, они... делали вид, что ничего не происходит.
Во-вторых, Украина дивным образом позабыла о том, что и мы, и Россия являемся участниками Всемирной организации торговли. За несколько месяцев противостояния официальная Украина ни разу не использовала этот козырь, равно как и другие возможности облегчить свою участь. Например, поднять вопрос справедливости цены на газ или так называемого "нулевого варианта".
От Украины в Москву летал вице-премьер Юрий Бойко, который является давним соратником "Газпрома". Как и в истории с поставками газа, совершенно непонятно, о чем и с кем договаривался Юрий Анатольевич. Складывается впечатление, что роль Бойко свелась к заслушиванию претензий и угроз Кремля, и переносу "страшилок" в стены Кабмина. А правительство, выслушивая все, упорно продолжало бездействовать в восточном направлении.
Что же делала Украина? Подконтрольная первому вице-премьеру Сергею Арбузову группа пиарщиков разгоняла в СМИ антироссийскую истерию. Тем самым усугубляя негативный эффект от действий "недружественного соседа".
Значит, именно на украинских властях лежит первоочередная ответственность за то, что украинская экономика понесла огромный урон от действий России.
Знал ли о российских "страшилках" Янукович? В этом нет ни малейшего сомнения. Знал, и молчал. Словно чего-то ждал.
А потом "внезапно", за неделю до подписания в Вильнюсе, Янукович осознал весь ужас ситуации, постигшей Украину. И в срочном порядке, списав на нет результаты многолетней работы, остановил процесс сближения с ЕС.
Опять же, единственное разумное объяснение такой согласованности действий Украины и России - это запланированная подготовка к срыву подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Целью первых лиц двух стран могло быть доведение ситуации до крайности, чтобы в последний момент "по объективным причинам" отказаться от сближения с Европой.
Именно в этом ключе следует рассматривать проблемы, которые возникли у ряда чувствительных товаров украинского экспорта.
Крайне любопытно в этой связи выглядит заявление российской стороны, сделанные в понедельник 25 ноября - о том, что никакого пересмотра цен на газ не будет. Того и гляди, Россия откажется предоставлять Украине кредит. Вот тогда решение наших властей об отказе от сближения с ЕС нельзя будет трактовать иначе, чем вредительство.
Янукович, безусловно, имеет шанс сделать "ход конем". Через пару дней состоится саммит в Вильнюсе, на котором Украина все еще имеет шансы подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. О том, что это возможно, недвусмысленно заявил еврокомиссар Штефан Фюле. Но какое-то чувство подсказывает, что украинский президент не воспользуется предоставленным ему шансом, тем самым подтверждая гипотезу о наличии договоренностей между ним и Кремлем.
Цель этой публикации - осветить, как именно готовился срыв соглашения с ЕС.
***
Вернемся в недалекое прошлое. В начале ноября украинская власть "внезапно" узнала, что 24 октября в Минске Высший евразийский экономический совет принял решение №48 "О мерах, предусмотренных приложением 6 к договору о зоне свободной торговли".
Этим решением Высший евразийский экономический совет делегировал Совету евразийской экономической комиссии право при необходимости вводить пошлины в отношении товаров, импортируемых из государств-участников договора о ЗСТ СНГ.
Делалось бы это при наличии оснований, указанных в приложении 6 к договору, путем введения пошлин в размере ставки режима наибольшего благоприятствования. Средняя ставка для этого режима, оговоренная Россией при вступлении в ВТО, - около 9,4%. Решение ВЕЭС вступило в силу 3 ноября.
http://eimg.pravda.com.ua/images/doc/4/ ... 74ef-1.jpgЧто означает решение №48?
Высший евразийский экономический совет - это высший орган управления ЕЭП, включающий в себя глав государств и глав правительств стран ЕЭП. Он собирается время от времени, но, конечно, не функционирует на постоянной основе.
Другое дело - Совет евразийской экономической комиссии. Это руководящий орган Евразийской экономической комиссии, работающий на постоянной основе.
Он состоит из трех человек: от Беларуси в него входит Сергей Румас, от Казахстана - Кайрат Келимбетов, от России - Игорь Шувалов. В отличие от высшего органа управления совет может принимать решение в оперативном режиме.
Хотя в решении №48 нет слов "Украина" и "Европейский союз", очевидно, что решении о переводе Украины в режим наибольшего благоприятствования могло быть принято уже в день подписания соглашения об ассоциации Украины и ЕС. Либо же не в этот день, а в день начала применения соглашения.
http://eimg.pravda.com.ua/images/doc/e/ ... ------.jpgПричем переводиться в режим наибольшего благоприятствования теоретически могли как все украинские товары, так и их часть. Решение на этот счет никаких ограничений не содержит. А приложение 6 к договору о ЗСТ в рамках СНГ, который ратифицирован Украиной, оставляет простор для творческого осмысления.
Что произошло бы в результате введения режима наибольшего благоприятствования для украинских товаров? Несмотря на доброе название - ничего благоприятного.
Как уже указывалось, средняя связанная ставка пошлин России в рамках обязательств перед ВТО составляет около 9,4%.
Режим наибольшего благоприятствования - это как раз режим применения в торговле между странами пошлин в размерах, оговоренных в рамках ВТО. То есть, ни о каких нарушениях обязательств перед ВТО со стороны РФ речь не идет.
Применительно ко всему украинскому экспорту в Россию это означало бы условное начисление почти 1,7 млрд дол дополнительных платежей. Для примера применения режима, можно взглянуть на товарные позиции, лидирующие по экспорту из Украины в Россию.
ЭП выбрала десять таких позиций, обеспечивающих почти четверть всего экспорта.
Товарные позиции, лидирующие по экспорту из Украины в РФ...