Перевод статьи, опубликованной на сайте NY Times 14 августа.
Ядерный успех северной Кореи связан с украинским производством, говорят исследователи.
Успех Северной Кореи в испытании межконтинентальной баллистической ракеты, которая, возможно, может достичь Соединенных Штатов, как полагают, стал возможным благодаря покупкам на чёрном рынке мощных двигателей украинского производства, имеющего исторические связи с российской ракетной программой, согласно экспертному анализу, опубликованному в понедельник и оценкам американских разведслужб.
Эти исследования могут объяснить причину внезапного преуспевания Северной Кореи после ряда провальных тестирований, которые, возможно, были саботированы Америкой и кибератаками при ракетном запуске. За последние два года Северная Корея изменила проекты и поставщиков, согласно новому исследованию Майкла Эллемана, специалиста по ракетным вопросам в Международном институте стратегических исследований.
Настолько явная поддержка извне не может оставаться незамеченной, так как президент Дональд Трамп выделил только Китай как основной источник экономической и технологической поддержки Севера. Он никогда не обвинял Украину и Россию, хотя его госсекретарь Рекс У. Тиллерсон сделал косвенную ссылку на Китай и на Россию, как на «основных экономических помощников» нации после недавнего запуска МБР Северной Кореи в прошлом месяце.
Аналитики, которые изучали фотографии Ким Чен Ына, осматривающего новые ракетные двигатели, пришли к выводу, что они проистекают из конструкций, которые когда-то приводили в действие ракетный флот Советского Союза. Двигатели были настолько мощными, что одна ракета могла швырнуть 10 термоядерных боеголовок между континентами.
Эти двигатели были связаны только с несколькими бывшими советскими объектами. Правительственные следователи и эксперты сосредоточили свои расследования на ракетном заводе в Днепре, Украина, на границе с областями, за которые Россия ведет войну. Во время «холодной войны» завод производил самые смертоносные ракеты в советском арсенале, включая гигантский SS-18. Завод оставался одним из основных производителей ракет России даже после обретения Украиной независимости.
После отстранения от власти пророссийского президента Виктора Януковича государственный завод «Южмаш» пережил тяжелые времена. Русские отменили модернизацию своего ядерного флота. Мощь завода не используют на полную, накапливаются неоплаченные счета и производство загибается. Эксперты считают, что это самый вероятный источник двигателей, которые тестировали в июле, привел к двум испытаниям МБР. Это дало право считать, что Северная Корея имеет если не точность попадания, то хотя бы его диапазон, позволяющий угрожать американским городам.
«Вероятно, эти двигатели пришли из Украины — возможно, незаконно», — сказал г-н Эллеман в интервью. «Главный вопрос в том, каково их количество, и поступает ли помощь из Украины. Я очень переживаю.»
Подтверждая свои слова, он добавил, что исследователи Организации Объединенных Наций пришли к выводу, что Северная Корея шесть лет назад пыталась украсть ракетные секреты из украинского комплекса. Два северокорейца были пойманы, и в докладе ООН говорится, что информация, которую они пытались украсть, была сосредоточена на передовых «ракетных системах, жидкостных двигателях, системах космических аппаратов и ракетных топливных системах»
Следователи теперь считают, что в условиях хаоса послереволюционной Украины Пхеньян снова попытался сделать это. Подробный анализ г-на Эллемана является публичным подтверждением того, что некоторое время разведчики обсуждали за «закрытой дверью»: новые ракеты основаны на такой сложной технологии, что для северокорейцев было бы невозможно так быстро изменить всю систему. По-видимому, они впервые запустили новый двигатель в сентябре, а это означает, что потребовалось всего 10 месяцев, чтобы перейти от этой базовой вехи к стрельбе из МБР, что они не смогли бы сделать за столь короткий период времени без чёрного рынка.
Белый дом отказался комментировать вопросы о разведке.
В прошлом месяце «Южмаш» отрицал сообщения о том, что заводской комплекс боролся за выживание и продавал свои технологии за рубежом, в частности в Китай. На его веб-сайте говорится, что компания этого не делает, не участвует и не будет участвовать в «передаче потенциально опасных технологий за пределы Украины».
Американские исследователи не верят в это отрицание, хотя говорят, что нет никаких доказательств того, что правительство президента Петра Порошенко, недавно посетившего Белый дом, имело какие-либо знания или контроль над тем, что происходит внутри комплекса. Как российские двигатели, названные RD-250, попали в Северную Корею, все еще остается загадкой.
Г-н Эллеман не смог исключить возможность того, что крупное российское ракетное предприятие «Энергомаш», имеющее прочные связи с украинским комплексом, сыграло свою роль в передаче технологии двигателей РД-250 в Северную Корею. Он сказал, что оставшиеся двигатели RD-250 также могут храниться на российских складах.
Но тот факт, что мощные двигатели попали в Северную Корею, несмотря на множество санкций Организации Объединенных Наций, свидетельствует о широком разрыве разведывательных данных между странами, которые контролируют Пхеньян.
С того момента, как президент Барак Обама распорядился активизировать саботаж против ракетных систем Севера в 2014 году, американские официальные лица внимательно следили за их успехом. Они, похоже, получили крупную победу осенью прошлого года, когда г-н Ким приказал завершить летные испытания Мусудана, ракеты промежуточного ранга, которая была в центре внимания американского саботажа.
Но в скором времени как мистер Ким приказал оставить эту систему, поскольку они развернули двигатели другого дизайна. И эти тесты были более успешными. Представители американского правительства не заявляют, когда они «поймали» Северную Корею на смене курса. Но есть немало свидетельств того, что они опоздали.
Леон Панетта, бывший директор ЦРУ, заявил в воскресенье в интервью CBS «Face the Nation», что северокорейская кампания по созданию работоспособных МБР, которые могут быть интегрированы с ядерным оружием, перемещается быстрее, чем ожидало разведывательное сообщество.
«Быстрый характер того, как они смогли прийти к этой перемене, — это, откровенно говоря, удивление как для Соединенных Штатов, так и всего мира», — сказал он.
Неясно, кто несет ответственность за продажу ракет и информации о конструкциях, а у разведчиков разные теории о деталях. Но г-н Эллеман выделяет одно обстоятельство, которое может повлиять на ухудшающийся заводской комплекс.
«Я понимаю этих парней, — сказал г-н Эллеман, который десять лет назад посещал завод, работая над федеральными проектами по борьбе с угрозами вооружения. «Они не хотят делать плохие вещи».
Днепр был назван самым быстрорастущим городом в мире. Размашистая фабрика на юго-востоке от Киева испытывает трудности с поиском клиентов.
Должностные лица американской разведки отмечают, что Северная Корея эксплуатировала черный рынок ракетных технологий десятилетиями и строила инфраструктуру университетов, центров разработки и собственных заводов. Также они просили о помощи: в 1992 году должностные лица в московском аэропорту остановили команду экспертов по ракетам из поездки в Пхеньян.
Это была лишь временная неудача для Северной Кореи. Он получил конструкцию для компактной ракеты R-27, изготовленной для советских подводных лодок, созданной Макеевским конструкторским бюро, промышленным комплексом на Урале, который нанимал на работу мошенников, задержанных в московском аэропорту.
Но схема R-27 была слишком сложной, чтобы просто скопировать её и летать.
В конце концов, Северная Корея превратила в альтернативный источник секретов двигателей — завод «Южмаш» в Украине, а также его конструкторское бюро «Южное» . Двигатели бригады было потенциально легче скопировать, потому что они были разработаны не для тесных подводных лодок, а для более легких наземных ракет. Это упростило технику.
В экономическом плане заводское и дизайнерское бюро столкнулись с новыми встречными трудностями после того, как Россия в начале 2014 года вторглась и присоединила Крым, часть Украины. Отношения между двумя странами стали ледяными, и Москва сняла задачу о том, чтобы «Южмаш» выпускал новые версии ракеты SS-18.
В июле 2014 года в докладе Фонда Карнеги за международный мир предупредили, что такое экономическое расстройство может привести к тому, что украинские ракетные и атомные эксперты «потеряют работу» и смогут продемонстрировать свое принципиальное ноу-хау для режимов и распространителей мошенников».
Первые мысли о том, что украинский двигатель упал в руки Северной Кореи, появились в сентябре, когда г-н Ким руководил наземным испытанием нового ракетного двигателя, который аналитики назвали самым большим и мощным на сегодняшний день.
Норберт Брюгге, немецкий аналитик, сообщил, что фотографии обжига двигателя показали сильное сходство между ним и моделью «Южмаш» RD-250.
Тревоги раздались громче после второго наземного обстрела нового двигателя Северной Кореи в марте и его возможности полета в мае новой ракеты средней дальности, Hwasong-12. Он побил рекорд Северной Кореи по ракетную дистанцию. Её траектория достигает примерно 2800 миль, чего достаточно, чтобы вылететь за пределы американской военной базы в Гуаме.
1 июня г-н Эллеман насторожил: что мощный двигатель явно отличается от всех тех, которые мы могли когда-либо видеть.
Г-н Эллеман сказал, что диверсификация Северной Кореи в новую линию ракетных двигателей была важна, поскольку она подорвала предположения Запада о ракетном мастерстве страны: «Мы можем ожидать сюрприз».
Именно это и произошло. Первое из двух испытаний Северной Кореи в июле новой ракеты Hwasong-14 прошло на достаточном растоянии, чтобы угрожать Аляске, удивляя разведывательное сообщество. Второе прошло на достаточном расстоянии, чтобы добраться до Западного побережья и, возможно, Денвера или Чикаго.
На прошлой неделе в «Bulletin of the Atomic Scientists» был представлен подробный анализ нового двигателя, а также вывод о том, что он был получен из RD-250. Находка, по мнению аналитиков , «поднимает новые и потенциально зловещие вопросы».
По мнению аналитиков, появляющиеся подсказки предполагают не только новые угрозы со стороны Северной Кореи, но и новые опасности распространения глобального ракетного оружия, поскольку украинский завод остается в финансовом отношении осажденным. Теперь он делает троллейбусы и тракторы, ища возможности заключить новые ракетные контракты, чтобы вернуть себе былую славу.
_________________ Если ты от жизни от своей устал, может быть заглянешь к нам в вечерний квартал!
|