«Мы давно не общались с активистами, это правда. В последний раз это было перед Новым годом, когда я попросила их ознакомиться с текстом закона, который уже принят в Республике Молдова относительно легализации таких автомобилей», – отметила Южанина.
С ее слов, «молдавская формула» заключается в том, что автомобилисты выплачивают за ввезенное авто постфактум 25-30% от общей стоимости налога. По сути, это применение понижающего коэффициента к действующим ставкам акцизного налога и всех других налогов, установленных в стране.Южанина отметила, что в Украине власти не позволят растаможить заграничные авто бесплатно, чтобы не создать правового прецедента безнаказанности за правонарушение. Поэтому это требование активистов не может быть удовлетворено априори.
Народный депутат от Блока Петра Порошенко Роберт Хорват подтвердил, что пока что вопрос авто с иностранными номерами зашел в глухой угол.
«Законопроекты по решению проблемы авто с иностранными номерам, которые были зарегистрированы в парламенте, по тем или иным причинам, не были рассмотрены. Воз и ныне там, проблема так и не решена», – сказал он.
По признанию Южаниной, пока сложно сказать, когда будет поставлена точка в этой проблеме. Но час Ч однозначно наступит. И тем, кто еще надеется проскочить, не платя налоги, рано или поздно все же придется ответить.
А вот заместитель главы комитета Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат фракции «Народный фронт» Юрий Вознюк обещает, что ждать осталось недолго.
«В нашем комитете есть идея о внесении изменений в закон, согласно которой вы можете растаможить автомобили по низким ставкам акциза и пошлины. Есть такая идея, чтобы сделать амнистию для людей, которые имеют «евробляхи». Чтобы они имели возможность за три месяца растаможить свои авто и ездить дальше», – рассказал он.
Те же, кто не успеет растаможить авто с иностранной регистрацией, окажутся вне закона. Учитывая, что основная масса таких машин в цене не превышают 2-2,5 тыс. евро, для большинства будет выгоднее просто сдать их на разборку, выручив обратно деньги, поговаривают на рынке.
В то же время внефракционный народный депутат Украины Юрий Деревянко, защищающий права собственников еврономеров, полагает, что проблему на самом деле пустили на самотек.
«В Европе растаможка авто в среднем не превышает 300-500 евро. В Украине же есть лобби отечественного автопрома, из-за чего люди, которые не имеют денег в условиях кризиса, просто вынуждены рисковать и покупать автомобили на иностранных номерах. Закрывать глаза на наличие такой проблемы дальше нельзя», – заявил он.
Генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко, считает, что высокие налоги на импортные авто – основная причина, которая просто искушает некоторых граждан Украины ввозить авто без уплаты налогов и растаможки.
Но с другой стороны, по его оценкам, рынок перенасыщен фирмами-посредниками, которые за $1 тыс.– 1,4 тыс. евро, условно говоря, завозят такие авто из ЕС. Это целая бизнес-индустрия, которая и противостоит принятию какого-либо закона, который бы упорядочил эту ситуацию и решил бы проблему. И этому нелегальному бизнесу нужно наконец-то положить конец.
«Ведь формально эти авто не принадлежат нашим украинским ребятам. Они оформлены на какие-то литовские фирмы, оформлены «на дядю». Поэтому эти фирмы заинтересованы в том, чтобы дальше зарабатывать на украинцах, брать с них наличные за услуги ввоза нерастамоежнных авто», – добавил Назаренко.
По его мнению, если бы было найдено компромиссное решение, например, автовладельцу предложили заплатить эти же 1-1,4 тыс. евро в казну при легальном ввозе, то они бы с радостью заплатили. А не платили бы наличные фирме-посреднику.
К сожалению, пока многие украинцы готовы рисковать, приобретая авто, несмотря на сомнительную легальность и невозможность продажи в будущем. Но важно понимать, что ввоз и передвижение по Украине на нерастаможенном автомобиле на данный момент невозможно без нарушения закона.
Сколько еще эта проблема пробудет в подвешенном состоянии – не ясно. Но «лафе» рано или поздно все же наступит конец.